БАЗОВАЯ ПЛАТФОРМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «АСКЕТ»

БАЗОВАЯ ПЛАТФОРМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «АСКЕТ»

© А.Н.Бабкин, Г.А.Полтавец
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2005 г.

Повышение практического уровня квалификации контингента для реализации перспективных исследовательских планетных программ предлагается реализовать через создание целевой (образовательной) программы «АСКЕТ» (Автономный Скафандр), название которой подразумевает большую отдачу при малых финансовых затратах.

В рамках этой программы возможна реализация следующих направлений:

- разработка космических экспериментов;

- создание отдельных блоков или комплекса научной аппаратуры;

- разработка элементов и предложений по перспективному скафандру (СК), оценка различных фрагментов элементной базы СК от датчиков, насосов до аккумуляторов с различными ресурсами и циклами зарядки (это уникальная возможность испытаний в натурных условиях в целях повышения безопасности снаряжения для внекорабельной деятельности);

- организация и сопровождение сеансов связи с космическим объектом;

- расчет различных параметров (баллистических или температурных) микроспутника и сравнение с действительными (по передаваемым показаниям датчиков);

- разработка активной и пассивной системы ориентации для микроспутника;

- анализ критических параметров СК при условии сохранения работоспособности передающих систем при вхождении в плотные слои атмосферы.

Таким образом, отработавшие свой ресурс СК, которые ранее утилизировались, могут быть рассмотрены в качестве базовой платформы микроспутников – студенческой летающей лаборатории. Применение радиолюбительского канала позволяет принимать материалы проводимых экспериментов силами высших учебных заведений и даже школ без привлечения Центра управления полетами.

Представляется, что путь планетной подготовки лежит через создание подобных государственных или международных образовательных программ по базовым дисциплинам в объеме сначала дополнительного школьного, а затем ВУЗовского образования, что дает необходимый опыт практической работы, в том числе и с реальными космическими объектами.