ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В РЕШЕНИЯХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ С ПРОБЛЕМНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ

ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В РЕШЕНИЯХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ С ПРОБЛЕМНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ

© А.В.Попов, А.Н.Куликов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2005 г.

Правильно организованное проблемное обучение требует сочетания двух самостоятельных научных дисциплин – дидактики и методики преподавания.

В настоящей работе проблемное обучение рассматривается как один из видов развивающего обучения, в котором источником развития мышления являются «внутренние противоречия», возникающие у человека в процессе его развития. Конструктивное завершение проблемной ситуации – это способ разрешения противоречий.

Конструктивность протекания проблемной ситуации во многом зависит от выбранного метода организации проблемного обучения. Ведение диалога требует от преподавателя владения научными знаниями многих наук (философия, логика мышления, гносеология, психология, практическая педагогика), науку организации учебного процесса на базе их сочетания называют «дидактикой».

Материалистическая диалектика рассматривает человека в качестве организма, жизнь которого зависит от контакта со средой обитания. Человек вынужден познавать особенности среды, выделяя «природную сущность». Отображаемая сущность требует от человека количественной оценки. Между отображаемым явлением и числовой осью устанавливается взаимно-однозначное соответствие, приводящее к пониманию величины, за которой стоит число. Познание сущности человека совершается в два этапа: на первом этапе человек, полагаясь на свою психику, фиксирует сущность; на втором этапе он придает сущности количественную оценку.

Задача дидактики – организовать процесс обучения таким образом, чтобы ученик более полно осознал само проявление сущности и необходимость ее количественной оценки. Задача частной методики – организовать процесс обучения так, чтобы ученик смог усвоить методику преобразующих действий, приводящую его к количественной оценке сущности.

Дидактика и методика, как две составляющие развивающего обучения, помогут студентам успешно решать задачи по физике с проблемным содержанием.