ЭФФЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЗДАНИЯ МНОГОРАЗОВЫХ КОСМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ВЫВЕДЕНИЯ

ЭФФЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЗДАНИЯ МНОГОРАЗОВЫХ КОСМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ВЫВЕДЕНИЯ

© А.А.Токарев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2005 г.

Первые попытки создания многоразовых транспортно-космических систем (МТКС) были предприняты одновременно с началом освоения космоса и созданием одноразовых транспортно-космических систем (ТКС). Из ожидавшихся преимуществ от их применения можно в первую очередь отметить:

- снижение затрат на производство носителей, пропорционально кратности использования одного многоразового средства выведения. Для разных систем она может составлять от единиц до сотен полетов одного аппарата;

- если при функционировании системы предусмотрено возвращение носителя в точку старта, становится возможным отказаться или значительно сократить зоны отчуждения, отводящиеся под области падения отработавших ступеней одноразовой РН;

- возможно сокращение затрат на инфраструктуру стартового комплекса за счет использования обычных аэродромов для взлета многоразового носителя, а также расходов на транспортировку полезной нагрузки (ПН) на космодром – носитель может самостоятельно прибыть к месту изготовления ПН и осуществить запуск в необходимом районе.

Дополнительные технические возможности такой системы: снятие ПН с орбиты, маневр в атмосфере, возможность выполнения суборбитальных транспортных операций, и т. д.

В то же время, дальнейшие исследования и опыт реализации двух проектов МТКС («Space Shuttle» и «Буран») выявили ряд недостатков МТКС по сравнению с традиционными одноразовыми системами.

Рассмотрены основные направления разработок МТКС в настоящее время, в том числе частично многоразовые МТКС («Урал», «Баргузин») и полностью многоразовые. В докладе рассмотрен вариант частично многоразовой ТКС с парашютным спасением ракетных блоков 1-й ступени.