ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

© Н.С.Вощенкова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2005 г.

Педагогические взгляды К.Э. Циолковского нацелены в будущее, его идеи помогают нам обновлять содержание образования, определить, что делать и как.

Циолковский, как педагог, подчеркивал важность знания антропологии человека, особенностей развития человеческой природы для дальнейшего ее совершенствования, отстаивал идею создания основополагающей науки о человеке – «человекознании».

Одной из определяющих позиций концепции модернизации российского образования является то, что обучение должно проходить в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающихся, его психологическую и физическую безопасность.

Данные соображения обусловили необходимость перестройки образовательной технологии. Технология, основанная на культурно-историческом подходе, предназначена оптимизировать учебную, физическую нагрузку школьников и создать условия для сохранения и укрепления здоровья в процессе обучения.

В соответствии с этой технологией вопросы охраны здоровья решаются за счет реальной разгрузки содержания общего образования, использования эффективных методов обучения, повышения качества занятий физической культурой, организации исследования состояния здоровья учащихся, организации особой социокультурной среды в классе и школе. Как пишет А. Ф. Малышевский, «говорящий» ученик и «молчащий» учитель – вот главное кредо этой технологии. Отсутствие прессинга, возможность высказываться в любую минуту позволяют маленькому человечку добиваться более высоких результатов в учебной деятельности, чем при традиционной системе обучения.

Философия организации преподавания, по А. Ф. Малышевскому, предполагает для учителя не только дать уроки в школе, но и прожить целый день в школе вместе с ребенком, причем так, чтобы ребенку было как можно комфортнее. Сюда должны быть включены обязательные прогулки, экскурсии в любую погоду, работа по специальному щадящему расписанию – без звонков, лепка, изготовление поделок из подручного материала на уроках математики, русского языка и обучения грамоте. Для данной технологии естественно прохождение учебного материала без опережения, в особом комфортном режиме. Все эти меры способствуют спокойной, доброжелательной атмосфере в классе.

На партах должно быть специальное пространство для игр, в шкафу разрешается иметь любимые игрушки. Если учитель видит, что дети устали, учебный процесс переносится на ковер, расположенный в классе, теперь изучение нового материала проходит там. Все эти особенности позволяют учить ребенка ненасильственным путем, сохраняя его здоровье.

Циолковский предлагал строить обучение, исходя из природы человека, его физических возможностей. Проблема, затронутая Константином Эдуардовичем, реализуется введением культурно-исторического подхода в содержание образования.