И. Ф. ФЛОРОВ – КОНСТРУКТОР И УЧЕНЫЙ (К 95-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
© О.Д.Селиванов, А.Н.Маслов, В.И.Флоров
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "История ракетно-космической науки и техники"
2005 г.
После окончания в 1931 г. Новочеркасского политехнического института И. Ф. Флоров был направлен в конструкторский отдел завода 21 в г. Горьком. За годы работы там, совместно с А. А. Боровковым были построены на базе И-5 и И-16 двухместные учебно-тренировочные истребители УТИ-1,2,3,4 и истребитель №7211 (позже И-207) оригинальной бипланной схемы и конструкции.
Перед войной А. А. Боровков и И. Ф. Флоров предлагают, получают разрешение и начинают производство опытного образца самолета (машина «Д») со смешанной силовой установкой (ПД М-71 Швецова и двух ПВРД Меркулова).
В начале войны работы по И-207 и по «Д» были закрыты. И. Ф. Флорова, А. А. Боровкова и еще ряд работников ОКБ-207 направляют в ОКБ-293 к В. Ф. Болховитинову для создания истребителя перехватчика БИ-1. И. Ф. Флоров стал заместителем главного конструктора.
В феврале 1944 г. был образован НИИ-1. Его начальником стал П. И. Федоров, а его заместителем В. Ф. Болховитинов. Начальником Самолетного (4-ого) сектора был назначен И. Ф. Флоров. В задачи сектора входили исследования перспектив применения реактивных двигателей на летательных аппаратах (ЛА) различных типов.
Первые результаты работы были доложены на 1-й научно-технической конференции НИИ-1 в марте 1946 г. В заключительном слове на этой конференции А. Н. Туполев сказал: «... То, что мы здесь услышали, нам на многое открывает глаза... Я не знаю, чем выразить мое удовлетворение». К этой оценке присоединились Стечкин и другие. В этот период И. Ф. Флоровым были спроектированы и построены экспериментальные самолеты с ЖРД (4302 и 4303).
С 1944 г. начинается изучение немецкой трофейной ракетной техники. Бригада инженеров, возглавляемая И. Ф. Флоровым, в которую входили В. П. Мишин, Э. С. Эзрохо, Б. Е. Черток и другие, по обломкам ракеты А-4 восстановила ее летно-технические характеристики (ЛТХ) и дала рекомендации по ее улучшению.
НИИ-1 разработал предложения по перспективам развития ракетной техники на 10-15 лет. В них конечной целью называлось достижение первой космической скорости и создание ИСЗ. Результаты этих разработок вошли в основу дальнейшего развития ракетной техники в СССР.
Трудно разделить конструкторскую и научную компоненты деятельности И. Ф. Флорова. С самого ее начала любая его конструкторская идея базировалась на определенной научной концепции. Он всегда выходил в своих предложениях на самые ответственные направления авиационной проблематики. В последний период его деятельность была направлена на создание нового прикладного направления авиационной науки – теоретических основ применения двигателей на ЛА. В ходе его становления И. Ф. Флоров защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Это научное направление породило новые подходы и методы в анализе и проектировании авиационных систем.