ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОТ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОТ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

© Ю.Е.Кузнецов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2005 г.

В 2004/05 учебном году на базе факультатива по астрономии в Прудищенской школе (Владимирская область, Муромский район) силами преподавателей было создано Астрономическое научное общество учащихся (АНОУ), на заседания которого дважды в неделю ребят со всех окрестных муромских школ привозили транспорте, на специально выделенном для этих целей Управлением образования. Заседания проводились в форме наблюдений и теоретических занятий. Кроме телескопов, использовались компьютерные программы, видеотехника.

Для развития творческого потенциала учащихся преподаватели подключали их к обсуждению проблемных ситуаций, связанных с небесной механикой, освоением космического пространства и возможному их разрешению. Проблемные ситуации разрабатывались по специальной схеме: постановка проблемы; выдвижение гипотезы ее решения; обсуждение методов ее решения; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов.

Тематика обсуждаемых проблем подбиралась с помощью научно-популярных периодических изданий (журналы «Земля и Вселенная», «Звездочет»), но чаще всего она заимствовалась со страниц опубликованных трудов К.Э. Циолковского («Очерки о Вселенной»).

Проблемы, рассматриваемые Константином Эдуардовичем в его научных работах, способны как нельзя лучше отобразить существующие ныне проблемы и связанные с ними примеры проблемных ситуаций, касающиеся завоевания космоса, они с успехом могут использоваться в учебной деятельности ребят, будущих астрономов и космонавтов.