ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ ПАССАЖИРОПОТОКОВ НА МАГИСТРАЛЬНЫХ АВИАЛИНИЯХ РОССИИ
© В.В.Балашов, Е.А.Свириденко, А.В.Смирнов, Л.П.Титоренко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2005 г.
1. Задача прогнозирования объема рынка пассажирских самолетов традиционно включает три этапа исследований. На первом этапе исследуются потребности населения в авиационном транспорте, определяются основные тенденции и дается прогноз развития пассажирских авиаперевозок в среднесрочной и долгосрочной перспективе. На втором этапе анализируются направления развития авиационного транспорта и определяются возможности формирования перспективного парка пассажирских самолетов. На третьем этапе анализируются процессы жизненного цикла пассажирских самолетов различных типов, в частности, процесс их списания. В результате дается прогноз развития рынка и определяются необходимые объемы производства новых пассажирских самолетов. Настоящая работа относится к первому этапу исследований.
2. Разработана методика исследования и прогнозирования пассажирских авиаперевозок, которая является элементом последовательности методов, составляющих единую технологию исследования и прогнозирования рынка реактивных пассажирских самолетов. Методика базируется на прогнозах более общего характера, содержащихся в государственных программах и нормативных документах, определяющих социально-экономическое развитие отдельных регионов и страны в целом. В методике используются разработанные ранее структурная экономическая модель спроса на авиаперевозки и алгоритмы расчета пассажиропотоков.
3. Составлены списки магистральных аэропортов России и соединяющих их авиалиний, соответствующие расписаниям полетов российских авиакомпаний 2000 и 2004 гг. Аэропорты сгруппированы по семи регионам – Федеральным округам России. Авиалинии, соединяющие между собой аэропорты одного региона, образуют в данном регионе сеть внутрирегиональных авиалиний. Авиалинии, соединяющие между собой аэропорты данного региона с аэропортами других регионов, образуют для данного региона сеть межрегиональных авиалиний. Аэропорты, имеющие только внутрирегиональные авиалинии, отнесем к внутрирегиональным аэропортам, а аэропорты, имеющие также и межрегиональные авиалинии – к межрегиональным аэропортам.
4. На основании расписаний полетов определяются предельные (в предположении полной занятости кресел) значения показателей авиаперевозок по сетям внутрирегиональных и межрегиональных авиалиний. Сравнение данных за 2000 г. и 2004 г. позволяет выявить тенденции изменения структуры пассажиропотоков – показателей внутрирегиональных и межрегиональных авиаперевозок. В соответствии с выявленными тенденциями и с использованием разработанной методики дается прогноз пассажиропотоков на внутрирегиональных и межрегиональных авиалиниях в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
5. Полученные прогнозные показатели пассажиропотоков агрегируются по дальности авиалиний и суточному пассажиропотоку на авиалиниях. В итоге составляется таблица объемов авиаперевозок, агрегированных по дальности авиалиний и суточному пассажиропотоку. На основании полученного массива данных формируется прогноз структуры и количественного состава перспективного парка магистральных пассажирских самолетов, соответствующий прогнозируемым объемам авиаперевозок на внутрирегиональных и межрегиональных авиалиниях.