ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ В СОДЕРЖАНИИ ОБУЧЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
© Т.Г.Полтавец
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2005 г.
В системе дополнительного образования детей работает более 50 тысяч кружков научно-технической направленности (авиамодельные и ракетомодельные, картинга и технического дизайна, многие другие). Ребята осваивают азы конструирования, технологии изготовления, способы эксплуатации сложных технических машин и устройств. Они принимают участие в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах и т. п. Для расширения кругозора и повышения мотивации таких занятий предлагается включать в содержание обучения историю науки и техники.
Типовая учебная программа может содержать следующие разделы:
- «Возникновение и отличительные особенности науки»,
- «Наука, техника и образование в древнем мире»,
- «Средневековье»,
- «Рождение современной науки» (от эпохи Возрождения до достижения научной зрелости, 1440-1700 гг.),
- «Промышленная и научно-техническая революция» (с периода накоплений знаний до начала империализма, 1700-1900 гг.),
- «Двадцатый век» (Нобелевские лауреаты).
Учитывая воспитательные задачи учреждений дополнительного образования детей, рассмотрение выдающихся изобретений и открытий должно вестись с упором на личности ученых и конструкторов. Раскрывая проблемы, решаемые обществом в разные периоды развития, следует подчеркивать преемственность в работе различных поколений творцов.
Для лучшего усвоения материала педагоги могут использовать синергетический метод анализа истории. Он совмещает таблично-графическое представление важнейших событий в истории цивилизации с биографиями выдающихся деятелей науки, техники, искусства.
Настоящая проблема успешно исследовалась с помощью системной методологии (Никулин С. К., Полтавец Г. А., Полтавец Т. Г. «Содержание научно-технического творчества учащихся и методы обучения (системный подход)». М., МАИ, 2004 г.).