К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ – УЧИТЕЛЬ И ЛИЧНОСТЬ

К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ – УЧИТЕЛЬ И ЛИЧНОСТЬ

© С.Н.Касаткина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2005 г.

Академик С. И. Вавилов однажды заметил, что «история науки не может ограничиваться развитием идей – в равной мере она должна касаться живых людей с их особенностями, заботами, талантами, зависимостью от социальных условий страны и эпохи».

Современную педагогику справедливо критикуют не только за ее «бездетность», но и за «безлюдность». А между тем, невозможно понять сущность той или иной педагогической теории, системы, технологии без обращения к личности ее создателя, философским основам его мировоззрения, жизненной позиции, чертам характера. Хорошо известны слова К. Д. Ушинского о том, что «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности… Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».

Философско-педагогическая концепция К.Э. Циолковского – явление сложное и многоплановое. Она во многом уникальна, так как несет на себе яркий отблеск личности ученого-мыслителя и педагога – личности сложной, неординарной. «Мечтатель», «фантазер», «неуч-самоучка», – какими только эпитетами не награждали Константина Эдуардовича при жизни, да в и наше время. Калужские обыватели считали его просто сумасшедшим, не понимали его космических идей, требовали запретить ему работать над своими бредовыми фантастическими проектами и заняться делом, чтобы не позорить семью и город. Это притом, что он около 40 лет своей жизни отдал педагогической деятельности. Циолковский испытал все: нищету, насмешки, непонимание, презрение и зависть, сумев при этом сохранить независимость своей мысли, глубокую веру в свои идеи и труды, направленные на благо человечества. «Константин Эдуардович Циолковский принадлежал к той редкой категории людей, которые всю свою жизнь отдают любимой идее и, не взирая на окружающие тяжелые материальные условия, не изменяют ей, перенося большие лишения», – отмечал в своих воспоминаниях А. Л. Чижевский, считавший себя его учеником.

Жизнь и деятельность ученого, его творчество подвергались некоторыми авторами и исследователями чрезмерно вольной и неправомерной ретуши. Хорошо знавший Циолковского и друживший с ним много лет Чижевский был категорически не согласен с тем хрестоматийным образом отца космонавтики, который, по его утверждению, не имел «ничего общего с настоящим Циолковским,… особенно по внутренним свойствам его характера». «Это был бунтарь,… независимый и храбрый до безумства! Чтобы бросить в мир столько смелых и новых истин и идей, надо было обладать великой дерзостью мысли», – считал Александр Леонидович. Об этом свидетельствует и ряд рукописных автобиографий Циолковского.

Для Циолковского, ученого и педагога, характерна широта и многообразие интересов, охват им целого ряда различных дисциплин, позволяющих понять мир человека, составляющих его «микрокосм». Свой интерес к педагогике, к проблемам воспитания он объяснял так: «Я интересовался больше всего тем, что могло прекратить страдания человека, дать ему могущество, богатство, знание и здоровье». Он много думал над тем, какие факторы формирования личности являются приоритетными: наследственность, среда или воспитание. Не отрицая значения первых двух, он, тем не менее, считал главным фактором воспитание. Учитель Циолковский уделял особое внимание «выращиванию гениев», созданию условий для одаренных детей, он думал над тем, как «изменить человека в сторону ума, нравственности, здоровья, долголетия», то есть, как сделать его «совершенным».

Наверное, нет ни одного вопроса в педагогике, который не рассматривал бы в своих трудах Циолковский. Обращаясь сегодня к педагогическому наследию Константина Эдуардовича, его личности, мы находим в нем не только образцы творческого отношения к науке, но и ощущаем духовную связь с личностью Учителя.