К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ И А. Л. ЧИЖЕВСКИЙ О РОЛИ И МЕСТЕ ЧЕЛОВЕКА В КОСМОСЕ
© М.Л.Захаров
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космической медицины и биологии"
2005 г.
Калуга – родина двух великих ученых, известных философов-космистов К.Э. Циолковского и А. Л. Чижевского. Современники и единомышленники, они решали во многом сходные проблемы, но между их взглядами наблюдаются довольно серьезные различия. В центре внимания Циолковского, по его признанию, находится космос с технической и принципиально философской точек зрения. Главной особенностью его «космического мировоззрения» была разработка проблемы освоения космоса. Чижевский научно подвергал анализу влияние природных закономерностей на социально-экономическую жизнь человека. Мысль отца космонавтики движется от глобальных проблем Космоса к проблеме человека, а родоначальника гелиобиологии – в обратном направлении: от проблем человека к осмыслению места и роли человечества в Космосе.
Человечество, в силу наличия разума, трактовалось мыслителями как вершина космической эволюции. Несовершенство Homo sapiens будет преодолено благодаря интеллектуальному и нравственному прогрессу. Подход Чижевского к проблеме человека можно охарактеризовать как натуралистически-рефлексологический. Вопросы эволюции у Чижевского не получили особого развития. Циолковский, напротив, уделял больше внимания проблеме активной эволюции и поиску путей совершенствования человеческого рода. Эволюция человечества понималась им как целенаправленная селекция, критериями отбора в которой служат интеллект и нравственность.
Мыслители признавали активную творческую позицию человека в Космосе, но она осмысливалась ими по-разному. Циолковским – как активное преображение окружающего мира. Чижевским ноосферные задачи понимались как коэволюция: с одной стороны – познание и подчинение законам природы, гармонизация общественной жизни на солнечно-биосферных началах; с другой – нейтрализация наиболее опасных и губительных для человека природных явлений (пенетрантной радиации, эпидемий, эпизоотий, нашествий вредителей, засух и неурожаев), то есть привнесение в стихийные природные процессы организующего начала. Соответственно, освоение космоса понималось Циолковским как выполнение долга человеком – вершиной космической эволюции перед «страдающей материей», как единственный путь достижения всеобщего счастья, в том числе и человеческого. Чижевский, проявлявший большой интерес к данной проблеме, тем не менее, ее не разрабатывал. В освоении Космоса он видел способ спасения человечества от грядущих глобальных катаклизмов.
Таким образом, мы видим две нравственные позиции: этику любви ко всему Космосу и этику любви к человеку. Человечество в философии Циолковского выполняет «волю вселенной», при этом ему отводится активно-эволюционная роль. Чижевским делается акцент на единстве человека и природы, зависимости человечества от Космоса во всех сферах жизнедеятельности. Человечеству отводится роль творческого сотрудника, поддерживающего равновесие между своими интересами и природными силами. Изменение должно быть встречносогласованным, приспосабливать окружающую среду к нашим потребностям можно только при условии собственного изменения, которое должно следовать нравственным, культурным принципам.