К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ

© В.В.Казютинский
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2005 г.

В условиях глобального кризиса техногенной цивилизации, порожденного пониманием природы как объекта «эксплуатации» и «завоевания», стала актуальной разработка философии природы как «прикладной» философской науки. Это не означает призыва к возрождению старой натурфилософии, которая выдвинула множество гениальных идей (например, Лейбниц, Шеллинг, Гегель, Циолковский). Необходимо, однако, признать, что философские основания естествознания (структуру которых докладчик рассматривает в соответствии со схемой В. С. Степина) – не просто совокупность отдельных философских идей, а система взаимосвязанных принципов – когнитивных и ценностных, выражающих целостный взгляд на природу и представляющих собой еще один горизонт ее понимания в контексте современной культуры. Философия природы целенаправляет разработку картины мира, идеалов и норм исследования постнеклассической науки, но философия природы не должна ограничиваться онтологическими схемами естественных наук, создающих модели целостного описания и объяснения природы. Не менее существенна выработка постнеклассических принципов отношения к ней (ценность природы как порождающего начала; природа – равноправный партнер нашего диалога с ней). Философия природы пересматривает идеал противопоставленного природе ценностно-нейтрального «наблюдателя», который выступает неотъемлемой частью природы. Подвергает сильной коррекции идеал антропоцентризма в рамках набирающей силу холистической парадигмы, которая выступает дополнительной по отношению к редукционизму. Природе придается высокий ценностный статус, социальные процессы изучаются в коэволюции с естественными, что позволяет намечать стратегии выживания человечества, преодоления экологического кризиса, то есть «спасения» человечества. Тем самым философия природы – более широкое концептуальное образование, чем философия естествознания, поскольку непосредственно взаимодействует с системой идеалов и норм техногенной цивилизации, выявляя необходимость их пересмотра в духе экологической этики. Целенаправляющий стержень современной философии природы – концепция универсального эволюционизма, один из вариантов которой представлен космической философией Циолковского.