К ВОПРОСУ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО (ПО МАТЕРИАЛАМ АВТОБИОГРАФИИ УЧЕНОГО)
© Н.А.Гущина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2005 г.
Личностный смысл, ценностные ориентации профессии, несомненно, имеют большое значение для формирования индивидуального стиля педагогической деятельности К.Э. Циолковского. Как известно, ценности находятся в постоянном развитии, в каждую историческую эпоху способны обретать новый смысл, сохраняя при этом преемственность. Попытаемся рассмотреть их в свете новых социально-экономических условий.
Ученый–космист, скромно оценивающий свой вклад в науку, в одной из автобиографий с гордостью отмечает, что считает «своей несомненной заслугой» тот факт, что «38 лет был непрерывно учителем, 20 лет в народной школе и 18 в средней». Несомненно, в этих словах прослеживается личностное отношение к профессии учителя, однако, нас интересуют профессиональные идеалы и убеждения Константина Эдуардовича.
Занимаясь педагогической деятельностью, Циолковский постоянно искал действенные пути и способы возбуждения интереса к преподаваемому предмету, развивал в своих учениках любознательность, творческие способности и фантазию. Вспоминая первые шаги в педагогике, Константин Эдуардович писал о том, что его уроки «имели успех». За ним прочно закрепилась слава преподавателя, который понятно объясняет алгебру, который в качестве наглядного пособия по физике может смастерить монгольфьер.
Внутренним содержанием учителя-профессионала были любовь и уважение к достоинству ребенка, отрицание всякого насилия над личностью. Одним из главных принципов его педагогической деятельности был принцип ненасилия, который заключался в том, чтобы никому никогда не причинять никаких страданий. Это принцип учителя-гуманиста.
Циолковский был удовлетворен своей профессией, так как высоко оценивал значимость своего труда, возможность самореализации в профессии, сочетал любовь к ребенку и любовь к уроку. Именно такие ценностные ориентации, подчеркивая аксиологический смысл профессии, и сегодня определяют стиль взаимодействия педагога с учениками, их родителями, коллегами.