КАДРОВЫЕ РЕЗЕРВЫ КОСМОНАВТИКИ
© О.С.Цыганков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2005 г.
Отношение к космонавтике в нашей стране менялось от восхищения и гордости за ее достижения до дискредитации ее результатов со стороны некоторых политиков и работников средств массовой информации. Ставился акцент на то, что интерес к космонавтике со стороны молодежи – школьников и студентов, стремление которых при выборе профессии резко качнулось в сторону менеджмента, юриспруденции, информатики, якобы утратился.
Это характерно было для 1990-х гг., но в новом веке ситуация, хоть и медленно, стала изменяться в лучшую сторону. Тем не менее, даже сейчас, по признанию руководителя Федеративного космического агентства, при согласовании программ в Министерстве финансов и Министерстве экономического развития «нет достаточного понимания не только потребностей отрасли, но даже роли космонавтики в жизни общества».
Мнения о настроениях в среде молодежи зачастую являются не более чем личными мнениями отдельных журналистов. Достоверными же оценками состояния юных умов могут служить конкурсы, олимпиады, молодежные научные школы и форумы, образовательные программы, выставки научно-технического творчества молодежи.
Подлинным срезом фактических устремлений детей и юношества явилась Всероссийская открытая Олимпиада «Созвездие-2005» по теме «Человек – Земля – Космос», на которой были представлены научно-исследовательские и творческие проекты по космонавтике и смежным наукам: экологии, физике, робототехнике, информационным технологиям, искусству – всего по 8 номинациям. Эта олимпиада уже шестая, в ней участвовали ребята из 116 населенных пунктов России, она проводилась в апреле месяце в Звездном городке и наукограде Королев. В жюри секции «Космическая лаборатория» входили космонавты, ведущие специалисты Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С. П. Королева, Центрального научного института инженеров машиностроения, академики Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, представители Московского Дворца детского (юношеского) творчества (бывший Дворец пионеров), студенчества Московского Государственного технического училища имени Н. Э. Баумана.
Юные авторы представили 64 работы. Эти работы поражают широтой охвата темы: от астрофизики и астрономии до проектов космических кораблей отдаленного будущего, от истоков и корней космонавтики до перспективных ее задач, от медицины до космической политики, от анализа моделей Вселенной до демонстрации действующих моделей технических устройств, от сравнительных экономических оценок до психологических портретов космонавтов и деятелей космической науки и техники. Заслуживает внимания оригинальность тем. Например, безракетные способы выведения и перемещения объектов: космический лифт, солнечный парус, артиллерийская транспортная система. При выборе тематики все ребята чутко улавливали актуальность, насущность проблем. Были представлены работы теоретические, проектные, экспериментальные, многие из которых отличались по жанрам. Конкурсанты были номинированы по 3-м возрастным категориям. Глубина проработки отмеченных работ заслуживала высокой оценки: ребята дружат с математикой, физикой, техническими науками.
После каждой олимпиады пополняется организационный и методический опыт ее устроителей. Непосредственное общение ребят с профессионалами вполне может повлиять на формирование жизненной их позиции, и они изберут для себя ракетно-космическую сферу деятельности. Хочется надеяться, что ребята станут настоящими энтузиастами освоения космоса.
Настоящих энтузиастов летного дела в пору его становления в Калуге хотел в будущем видеть К. Э. Циолковский, помогая в построении моделей, являясь председателем жюри на городских соревнованиях юных авиамоделистов. В отношении многих из ребят его надежды оправдались.