КОНЦЕПЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ

КОНЦЕПЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ

© С.К.Никулин, Г.А.Полтавец
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2005 г.

Грамотная разработка проблем научно-технического образования учащихся, актуальная в связи с необходимостью совершенствования обучения основам техники, невозможна без комплексной исследовательской программы — научной концепции, содержащей целостный теоретико-методологический и программно-целевой подход к развитию современной дидактики научно-технического творчества.

Концепция научно-технического творчества учащихся (НТТУ) включает, прежде всего, общую характеристику достигнутого уровня педагогических знаний в области науки и техники. Особенно важно дать системное обоснование месту НТТУ в учреждениях системы дополнительного образования детей (СДОД) и в общеобразовательных школах.

Авторы учебно-методического пособия Полтавец Г. А., Никулин С. К., Ловецкий Г. И., Полтавец Т. Г. «Системный подход к научно-техническому творчеству учащихся: проблемы организации и управления» (М., МАИ, 2003) на основе имеющегося опыта предложили свое видение подходов к разработке Концепции НТТУ для СДОД различного уровня: федерального, регионального, муниципального. Она базируется на государственных документах, которые являются основополагающими для сферы образования вообще и дополнительного образования детей в частности.

Раскрыты основные направления деятельности в системе НТТУ, включающие:

1) начальное техническое моделирование;

2) авиа-, авто-, судо-, ракетомоделирование;

3) технические виды спорта;

4) программирование, информатику и вычислительную технику (компьютерное моделирование);

5) радиоэлектронику;

6) рационализаторство и изобретательство;

7) учебные исследования;

8) кино-, фото-, видеосъемку;

9) технический дизайн;

10) техническое макетирование и др.

Освоение содержания направлений технического творчества должно осуществляться на базе методологических принципов, обеспечивающих: преемственность различных уровней технического творчества в соответствии с периодом обучения и возрастом учащихся; опору на особенности промышленного потенциала региона при составлении учебных программ для организации работы творческих технических объединений; внедрение личностно-ориентированных методик образовательной деятельности, индивидуализированных подходов к различным категориям обучающихся и др.

С позиций системного анализа четко определены основные цели НТТУ:

1) обеспечение реализации Национальной доктрины образования в РФ;

2) повышение уровня значимости технического творчества, рационализаторской, изобретательской деятельности учащихся, их профессиональное самоопределение, воспитание технической культуры;

3) сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы учреждений дополнительного образования детей научно-технической направленности;

4) создание условий для полноценной и интересной жизни детей;

5) подготовка кадров для промышленности.

Достижение этих целей образовательными учреждениями зависит от решения следующих базовых задач:

а) воспитание гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физиологическое совершенство;

б) обеспечение военно-патриотического воспитания через технические и военно-прикладные виды спорта;

в) формирование умений быстро адаптироваться к новой технике и технологиям в различных отраслях народного хозяйства;

г) повышение мотивации к учебе, развитие познавательных и профессиональных интересов, активизация творческого мышления учащихся, формирование у них определенного опыта творческой технической деятельности;

д) выработка устойчивых навыков самостоятельной творческой работы, стремления к поиску, способности применять теоретические знания и практические навыки в жизни;

е) сохранение и передача новым поколениям традиций отечественного изобретательства и рационализаторской деятельности;

ж) выявление одаренных детей и подростков, обеспечение соответствующих условий для их творческого развития и включения в систему непрерывного профессионального образования;

з) обеспечение соответствия материально-технической базы творческих объединений современному состоянию научно-технического прогресса и др.

Вполне понятно, что осуществление вышеперечисленных целей и задач связано с необходимостью решения имеющихся проблем в области научно-технического творчества учащихся, отражающих переживаемые в настоящее время российским обществом трудности в экономике и социальной сфере.

В Концепции прописаны организационные формы, основное содержание творческой технической деятельности в объединениях по интересам, мероприятия по пропаганде НТТУ. Концепция НТТУ содержит раздел, в котором означены условия и механизм ее внедрения, предполагающий комплекс организационно-управленческих, социально-психологи-ческих, материально-технических и кадровых условий.

Наличие Концепции позволит с системных позиций вести разработку программ развития НТТУ, планирование массовых мероприятий, подготовку документов, конкретизирующих излагаемые в Концепции положения и обеспечивающих их внедрение в практику. Рекомендуется по аналогии с федеральной вести разработку и внедрение региональных и городских Концепций НТТУ.