КОСМИЗМ КАК ФЕНОМЕН МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
© В.В.Казютинский
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Пленарное заседание
2005 г.
Понятия «космизм» и «русский космизм» нередко рассматриваются в качестве синонимов. Согласиться с этим сложно. На самом деле космизм выступает как феномен мировой культуры в целом, а русский космизм – лишь один из наиболее выдающихся образцов традиции космизма. Он оказал огромное влияние на человеческую цивилизацию (мировоззренческое обоснование космической эры!), но, в свою очередь, многое заимствовал из мировой традиции. Следует заметить, что термин «космизм» не вполне удачен, т. к. ставит акцент на космосе, а не на связи человека и космоса, что имеется в виду. Более подходит термин «антропокосмизм».
Феномен космизма в мировой культуре не ограничивается только «научно-философской» мыслью как принято считать, а имеет многоуровневую структуру. Наиболее глубинный уровень – коллективное бессознательное в человеческой психике, где космизм проявляется в форме архетипа «космического человека», переживания единства с космосом (не только физическим, но и трансцендентным). Следующий уровень – трансляция этого архетипа в сферу универсалий культуры, из которой он проецируется на третий уровень – различных социокультурных феноменов: религию, науку, искусство, литературу и, наконец, в обыденное сознание разных стран и народов. Смыслы феномена космизма вариабельны и во многом зависят от контекста разных исторических эпох. Например, идея выхода человека в космос («покорение космоса») не могла возникнуть в культуре цивилизаций традиционного типа, а порождена культурой техногенной цивилизации. В современной культуре эта идея подвергается сомнению или даже отрицанию.
Идея связи человека и космоса в мировой культуре на протяжении веков была одной из центральных для мировоззренческо-философских размышлений. Ее рассматривали почти все выдающиеся мыслители: мудрецы Востока, а на Западе – Платон и Демокрит-Эпикур, Дж. Бруно, Лейбниц, Уайтхед, Тейяр де Шарден. Концепции этих (и многих других) мыслителей несут в себе глубочайшие космические смыслы. Но их не принято относить к космизму, даже несмотря на то, что некоторых из них К. Э. Циолковский называл своими предшественниками. Напротив, философские концепции ряда русских мыслителей рубежа XIX-XX веков уже в наши дни стали обозначать термином «космизм» (хотя ни сам В. С. Соловьев, ни его последователи себя космистами не называли!). Причина этого определяется социокультурными факторами нашего времени (выход человечества в космос, возрождение русской религиозной философии, поиски путей выживания цивилизации в условиях, приближающейся глобальной катастрофы).
Попытки классификации разных типов космизма (антропокосмизма) как феномена мировой культуры предпринимались неоднократно, но к убедительным результатам пока не привели. Часто такие классификации производятся по несоизмеримым основаниям. Для русского космизма докладчик предложил следующую классификацию: теоантропокосмизм (христиански ориентированная версия космизма); антропокосмизм, не обращающийся к надприродным факторам; эзотерический антропокосмизм; космическая философия К.Э. Циолковского – в ней антиномически сочетаются предыдущие типы космизма, но как целое она является оригинальной философской системой; эклектические версии космизма (см. Казютинский В. В. Ценностные ориентации современного космизма и прогнозы будущего техногенной цивилизации // Философия, наука, цивилизация. М., 1999, с.338-339). Эта классификация применима и к феномену мирового космизма, хотя нуждается в дополнениях.
Осталось незамеченным, что космизм (антропокосмизм) не только обосновал начало космической эры, но и прочертил контур новой междисциплинарной исследовательской программы, которая завоевывает все больший авторитет. Это – программа построения сценариев Универсальной истории, включающих человеческую историю в космический контекст как этап эволюционных процессов от большого взрыва до отдаленного будущего Вселенной.