МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ КОСМОНАВТИКИ

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ КОСМОНАВТИКИ

© Л.Г.Городецкая, Т.В.Горюн
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2005 г.

Исследования, проводившиеся в российских ВУЗах и школах на предмет знакомства учащихся с историей и достижениями космонавтики, дали печальные результаты: подавляющее большинство российских студентов и школьников плохо знакомы с отечественной историей космонавтики. Для того, чтобы устранить возникающие пробелы в образовании молодежи, требуется принятие соответствующих мер на всех уровнях аэрокосмического образования.

Государственный музей истории космонавтики (ГМИК) имени К.Э. Циолковского является крупным научно-методическим центром в РФ, который, ведя большую работу с молодежью в области аэрокосмического образования, занимается распространением опыта этой работы. Музей неоднократно выпускал печатную продукцию, представлял фото-, аудио- и видеоинформацию, в том числе в виде электронного путеводителя.

Еще один, не менее важный этап музейной работы, который должен повлиять на распространение знаний по истории отечественной космонавтики, – это подготовка тематических изданий, методических пособий по основным направлениям развития космической техники. Подготовкой этих пособий также занимается ГМИК. ГМИК принимает участие в работе школьных музеев космонавтики, оказывая им методическую помощь. На его базе неоднократно проводились Всероссийские конференции школьных музеев космонавтики, участники которых делились опытом работы, намечали пути совершенствования экспозиции и методов работы с молодежью.

Большую роль в распространении знаний в области космонавтики среди молодежи играют школьные музеи космонавтики. Школьные музеи не должны стремиться к отражению в своей экспозиции всей мировой космонавтики. Желательно, чтобы каждый из них имел свое «лицо» и смог отражать основные этапы развития космонавтики. Их экспозиции и лекции позволяют преподавателям более успешно вести образовательную и воспитательную работу, способствуют развитию интереса к отечественной истории космонавтики.

Исходя из опыта создания и работы школьных музеев космонавтики в РФ, в городе Калуге (Калужская воспитательная колония, Калужский реабилитационный центр), необходимо сделать следующие выводы. На базе экспозиции школьного музея космонавтики можно более эффективно, чем на уроке, научить ребят видеть историческую картину развития космонавтики. Занимаясь в школьном музее, ученики приобретают навыки отбора информации, учатся осмыслению исторической картины развития космонавтики, пониманию роли личности в развитии научно-технической мысли, приобретают азы ранней профориентации. Под руководством педагога на базе музея учащиеся сами создают наглядные пособия и через эту деятельность знакомятся с конструкцией и техническими особенностями современной космической техники.

Совершенствование методов работы с молодежью на базе школьного музея космонавтики потребует разработки целого комплекса мероприятий и будет рассчитано на довольно большой промежуток времени.

Значительный опыт работы со школьниками в стенах ГМИК требует теоретического исследования и осмысления соответствующей отрасли музееведения – музейной педагогики.