МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РИСКА ПРИ СОЗДАНИИ РКТ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РИСКА ПРИ СОЗДАНИИ РКТ

© Ю.А.Матвеев, И.Е.Розанова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2005 г.

Любой вид антропогенной деятельности воздействует в той или иной степени на человека и окружающую природную среду, и это воздействие не может быть устранено полностью. В той или иной мере природе наносит вред любой образец техники, в том числе и ракетно-космическая техника (РКТ).

Воздействие при осуществлении ракетно-космической деятельности на почву, воду, приземную атмосферу в основном нормировано. Однако рабочих методик, определяющих порядок расчета платы за ущерб окружающей природной среде при осуществлении ракетно-космической деятельности, согласованных уполномоченными государственными структурами до сих пор нет.

Воздействие РКТ на озоновый слой, верхнюю атмосферу, околоземное космическое пространство вообще не нормировано. Следовательно, ожидать появления в ближайшее время научно-технических данных по расчету платы за ущерб от воздействия на эти среды не стоит. Поэтому суммарные экономические показатели ущерба природной среде в результате эксплуатации какого-либо комплекса РКТ пока рассчитать невозможно.

Тем не менее, снизить интенсивность воздействия можно на стадии принятия проектно-конструкторских решений, т. е. наряду с основными параметрами учитывать и параметр экологической безопасности при создании РКТ. Проектные решения, закладываемые при проектировании вновь создаваемых (или модернизируемых) изделий РКТ, безусловно, определяют их экологические характеристики. Например, использование различных типов средств запуска оказывает на окружающую среду воздействие различной интенсивности, а используемые в средствах запуска двигательные установки в зависимости от типа оказывают на окружающую среду различное воздействие (исходя из свойств окружающей среды).

При проектировании и планировании любой технической системы необходимо ставить перед собой задачу принять такие проектно-конструкторские решения и построить такую оптимальную модель, которые бы максимально удовлетворяли всем требованиям, в том числе и экологическим, и при которых суммарные затраты были бы минимизированы. Ограничения при этом будут носить физический (реализуемость) и финансовый (соотношение между платой за загрязнения окружающей природной среды и затратами на разработку и реализацию проектных решений по обеспечению экологических требований) характер.

Экологические требования представляют комплекс ограничений, предъявляемых к качественным характеристикам изделий, материалов и технологических процессов, предельным значениям состава и условиям выбросов вредных отходов. Выполнение основных требований по экологичности образцов РКТ должно достигаться без ухудшения их основных свойств по предназначению путем строгого соблюдения установленных правил эксплуатации, надежной работы очистных сооружений, установок и средств контроля, обезвреживания и утилизации отходов, охраны земель, недр, вод, лесов, растительного и животного мира.

В данной работе в основу методологического подхода к оценке эколого-экономического риска положено управление экологическим риском (выбор определенных организационно-технологических и природоохранных мероприятий, с целью поддержания и восстановления научно-обоснованного приемлемого уровня безопасности и риска при техногенных воздействиях, включая аварийные ситуации.) уже на стадии проектирования. При этом можно выделить три последовательные стадии:

- анализ безопасности и риска, предусматривающий идентификацию и исследование источников опасности, моделирование процессов возможного воздействия, оценку возможного ущерба и уровней риска;

- оценка риска, состоящая в сравнении расчетных и фактических уровней риска с научно обоснованными, социально-осознанными (называемыми приемлемыми) уровнями риска;

- выработка и принятие нормативно-правовых актов и управленческих решений по мерам, обеспечивающим снижение возможной опасности, установление, поддержание и восстановление приемлемого уровня безопасности и риска человека и объектов окружающей природной среды.