МОНИСТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СООТНОШЕНИЯ ДУХА И МАТЕРИИ

© В.И.Алексеева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2005 г.

Проблема соотношения духа и материи является сквозной в истории философии и выступает в различных аспектах: онтологическом, гносеологическом, аксиологическом, антропологическом, социальном. В частности, предметом антропологического подхода является соотношение телесности человека и индивидуальной души; социального подхода – соотношение материального и духовного в обществе. В докладе рассматривается спектр позиций, предложенных различными направлениями в области философской антропологии и социальной философии, с целью выявить специфику понимания духовного и материального в рамках русского космизма.

По мнению автора, русский космизм (А. В. Сухово-Кобылин, П. А. Флоренский, Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский) отразил тенденцию к монистическому пониманию соотношения этих категорий. Под монизмом в данном случае понимается наличие имманентной связи между духом и материей, их живое подвижное единство, взаимовлияние и взаимозависимость, в результате чего возможно волевое, рациональное, нравственное или иное движение от одного к другому. Эта посылка приводит в области антропологии к проективности человека как духовно-телесного существа, а в истории философии – к единству мировой истории, дольнего и горнего миров, возможности их взаимопревращения, перехода одного в другое.

В докладе приведены определения духа и материи, характерные для различных направлений; типы соотношений между этими категориями; корреляция между пониманием духа и материи и концепциями общественного строительства. Основное внимание уделено парадигмам, выработанным в рамках патристики (Августин Блаженный), буддизма махаяны, советской и постсоветской материалистической философии, философии космизма. Для анализа соотношения духовной и материальной составляющих в рамках целого введено понятие духовно-материального единства мира.

В докладе рассматриваются следующие аспекты духовно-материального единства мира: духовное преображение человека в связи с трансформацией его телесности (Августин Блаженный, буддизм, Сухово-Кобылин, Федоров); различные варианты понимания духовного и материального русскими космистами (Сухово-Кобылин, Федоров, Циолковский); содержание материальной составляющей в общественном развитии и ее соотношение с процессами, квалифицированными в качестве духовных (советская и постсоветская философия, философия космизма).

Проблематика соотношения духовного и материального представляется автору актуальной с точки зрения анализа современных социальных проблем. Более широкий подход в сравнении с постсоветской философией материалистического толка позволяет применить его в качестве аналитического и прогностического инструмента. Активизация гуманистических расширительных подходов, наличествующих в патристике, буддизме, русском космизме может стать одной из мировоззренческих платформ для изменения обыденных парадигм мышления.