НАГРУЖЕНИЕ ОПЕРЕНИЯ ДИРИЖАБЛЯ AU-12M ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ ДИСКРЕТНЫХ ПОРЫВОВ ВЕТРА

НАГРУЖЕНИЕ ОПЕРЕНИЯ ДИРИЖАБЛЯ AU-12M ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ ДИСКРЕТНЫХ ПОРЫВОВ ВЕТРА

© А.А.Артемьев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2005 г.

Критерии летной годности дирижаблей требуют расчета нагрузок, действующих на оперение дирижабля как при маневре летательного аппарата (ЛА), так и при воздействии на аппарат атмосферной турбулентности.

В данной работе рассматривается задача движения дирижабля в вертикальной плоскости при воздействии турбулентной атмосферы. Порыв ветра, действующий на ЛА, дискретен и также действует в вертикальной плоскости. В этом случае уравнения движения дирижабля, ввиду наличия вертикальной плоскости симметрии, состоят из двух уравнений сил и уравнения момента.

При расчете аэродинамических сил и моментов, воздействующих на дирижабль при его полете в турбулентной атмосфере, используется модель вихревой пелены, сходящей с корпуса. Задача решается методом последовательных приближений.

В начальный момент времени по известным параметрам движения дирижабля вычисляются аэродинамические нагрузки на аппарат. Далее, задавая шаг по времени, из уравнений движения находятся новые кинематические параметры движения, а по ним - (ВКД) аэродинамические нагрузки.

Таким образом, определяются нагрузки, действующие на конструкцию дирижабля в течение всего действия порыва, из которых для проектирования выбираются максимальные.

По изложенной выше методике были выполнены расчеты нагружения оперения дирижабля AU-12M при воздействии дискретного порыва ветра. Полученные результаты использовались при проектировании.