«НЕОТМЕНИМЫЙ АНТРОПОКОНТУР» И ИДЕЯ ПОСТЧЕЛОВЕКА В КОСМИЗМЕ

© К.Х.Хайруллин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2005 г.

Каковы пределы человека? Каким физическим и духовным потенциалом обладает человек? Сможет ли он справиться с глобальными проблемами и выжить? Стоит ли ему стремиться обрести более совершенную и долговечную биологическую форму или сохранить свою природу неизменной? Появится когда-нибудь в будущем новый биологический тип человека или нет? Эти и аналогичные вопросы встают при обсуждении перспектив человеческого рода. Попытки дать ответы на подобные вопросы исходят из двух основных мировоззренческих позиций.

Первая позиция, которую условно назовем консервативной, может быть выражена в следующих тезисах:

1) возможности человека достаточно жестко ограничены, и ему не следует стремиться выйти за определенные природой пределы, например, на других планетах он жить никогда не сможет;

2) чтобы выжить, человечество должно сокращать народонаселение и ограничивать свою индустриальную деятельность на Земле;

3) сложившиеся структуры биосферы и человеческого организма должны в будущем оставаться неизменными, поскольку всякая серьезная попытка их искусственного усовершенствования ведет к катастрофе или даже гибели биосферы и человека;

4) никакого нового совершенного биологического типа человека в будущем появиться не может, а само стремление к постчеловеку носит антигуманный характер.

Консервативная позиция присутствует в работах В. А. Кутырева, Л. В. Фесенковой, С. С. Хоружего и др. Последний придумал термин «неотменимый антропоконтур», который означает предзаданную Богом или природой антропологическую границу, выйти за которую человек не имеет права, ибо это грозит ему безумием и самоубийством.

Вторая позиция, которая совершенно иначе оценивает возможности и перспективы человека, выражена в русском космизме. Н. Ф. Федоров, В. С. Соловьев, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский допускали возможность появления в отдаленном будущем постчеловека, который придет на смену современному типу человека. В своих прогнозах человеческого будущего космисты опирались на следующие положения:

1) творческие потенции человека ничем не ограничены, и в ходе своей последовательной эволюции, которая может стать разумно управляемой, человек достигнет вершин могущества и совершенства;

2) человек не станет вечно мириться с доставшимися ему от природы недостатками (подверженностью бесчисленным болезням, быстрому старению, кратковременностью жизни, неполному использованию ресурсов мозга и др.) и будет стремиться их преодолеть;

3) видоизменение человека будет связано с предпринятым им решением глобальных сверхзадач – превращением биосферы в ноосферу, реализацией проектов достижения человеческой автотрофности и бессмертия, масштабным обживанием космического пространства.

В современных условиях, когда идет поиск путей выхода из кризисного состояния современной цивилизации, обе представленные позиции имеют право на существование. Первая позиция отражает сегодняшнее состояние человека и человечества, и она справедливо предостерегает против поспешных попыток реализации проектов по перестройке биосферы и человеческого организма. Но в рамках этой позиции будущее выглядит как «увеличенное» настоящее, а развиваемые космотехнофобские умонастроения (В. А. Кутырев) показывают ее близорукость. Космизм же рисует оптимистическое космическое будущее человечества, хотя это будущее сейчас выглядит нереальным и утопическим. Однако то, что сегодня выглядит утопическим, послезавтра может стать реальностью. Великая вера космизма в творческий гений человека вдохновляет и будет вдохновлять людей разных поколений на большие и дерзновенные дела.