НООКОСМИЧЕСКАЯ ИЕРАРХИЯ В ФИЛОСОФИИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО И В УЧЕНИИ ЖИВОЙ ЭТИКИ Е. И. И Н. К. РЕРИХОВ

© Н.В.Башкова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2005 г.

Мощный потенциал космической ментальности, реализовавшийся в феномене русского космизма ХIХ-ХХ вв., стал основой как физического выхода человека в космос, так и уникальных духовных опытов прозрения в инобытие семьи Рерихов, К.Э. Циолковского, Д. Л. Андреева и др.

Философы-космисты обосновывали идею существования Высшего Начала, конституирующего космос. Оно предстает как безличное духовное начало – «Высший Принцип», Абсолют (в Учении Живой Этики Рерихов и их индийских философов-соавторов) и «Причина Космоса» (у Циолковского). Так выражается сознательная направленность мыслителей к деантропоморфизации Высшей реальности, к сохранению глубокого понимания ее тайны и невыразимости. Космос выступает творческой реализацией, храмом Высшей мысли и жизненной силы. Процесс созидания жизни осуществляется многоуровневой иерархией высших разумных существ – творческих Демиургов.

Философы убеждены, что само существование Космоса направлено на последовательное развитие разумной жизни на каждом из структурных уровней космической материи. В современной науке этот принцип обозначается как антропный. У космистов он выступает в статусе закона эволюции Вселенной. Так, проблема существования разума решается здесь в русле концепции глобального эволюционизма. Ряд современных ученых также являются сторонниками идеи Конструктора Вселенной, под которым понимается Космический Разум.

Представление о ноокосмической иерархии рассматривалось космистами в качестве ведущей разумной силы эволюции Космоса, регулирующей развитие низших форм жизни; олицетворения идеи нравственности, доказывающего реальность и действенную силу добра, красоты, любви и знания; образа совершенного человека, вместившего набор высших одухотворённых качеств и способностей; олицетворения будущего состояния человечества, реализовавшего своё предназначение, цель и смысл существования на определённом этапе эволюции.

Идея высших разумных существ выступает конструктивным и единственным путем соединения человека и безличного абсолютного Начала. Отрицание высшей по отношению к человеку реальности означает для космистов отрицание перспектив человека. Идеал – это и руководство к действию, и его цель, и во многом средство осуществления главной задачи человека – дать своей жизни смысл. Космисты атрибутируют разумным существам те высшие качества и характеристики, которые относительно постижимы и предугадываемы человеком на данном этапе его развития. Такой прогностический опыт выводит человека из земного измерения бытия в высшие, позволяя пережить сверхчеловеческое бытие как свое собственное, глубже познать и раскрыть свои внутренние потенции и силы.

Циолковский не сомневается в зрелости разума и высокой цивилизации «эфирных существ»; он обосновывает исключительно счастливое состояние Вселенной. Автогония же с ее борьбой и страданием предстает редчайшим исключением, связанным с возможностью регрессии разумных существ. В Живой Этике, напротив, несовершенство форм жизни выступает как закономерное условие эволюционного продвижения. Градация степени развития живых существ здесь очень масштабна: от зарождающейся до неизмеримо более высокой разумной жизни, чем земная.

Раскрывая природу высших существ, космисты указывали, что они стали совершенными, продвигаясь по закономерному пути эволюции космической жизни. «Нет бога или богов, которые не были бы когда-то людьми» (Е. И. Рерих). Если «человечества» на других планетах смогли пройти путь преображения, то и перед каждым земным человеком эта возможность также открыта.

В концепции Рерихов воздействие иерархии высших существ предстаёт объективным метафизическим фактором исторического развития человечества, силой, ведущей его по пути космоэволюции и реализующей действие ее законов. Оно являет собой информационно-энергетический аспект многоуровневого единства космоса. Циолковский же, хотя и признает возможность ноокосмического влияния, но не показывает его конкретных форм, относя установление взаимодействия в более отдалённое будущее человечества. Главные причины этого он видит в невежестве, фанатизме и грубости самих землян, их неподготовленности к такого рода контактам.

Вместе с тем, согласно космистам, преображение человека, установление им сознательной связи и вхождение в ноокосмическое сообщество – непреложный этап и единственный естественный путь эволюции человечества. Он открывает простор для человеческой свободы, беспредельного творчества во имя Общего Блага.