О НЕОБХОДИМОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОГРАММ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (на примере ФКП РФ на 2006-15 гг.)

О НЕОБХОДИМОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОГРАММ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (на примере ФКП РФ на 2006-15 гг.)

© С.В.Кричевский
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Симпозиум
2005 г.

Новая Федеральная космическая программа Российской Федерации (ФКП РФ) на 2006-2015 гг. имеет большое значение для безопасности и развития России и должна соответствовать всем современным требованиям.

Космическая деятельность (КД) является потенциально опасной в техническом и экологическом отношении. Однако, в нарушение действующего законодательства (Федерального Закона РФ «Об экологической экспертизе» 1995 г., других правовых актов), проект новой ФКП РФ, находившийся на согласовании в Правительстве РФ с 2004 г., фактически был скрыт от общества: не проходил открытых общественных обсуждений, парламентских слушаний проекта не было, текст проекта не опубликован, проект не был представлен на обязательную государственную экологическую экспертизу, не проходил ее и не имеет положительного заключения. В связи с этим официальное принятие новой ФКП РФ и ее финансирование в таком виде противоправно и невозможно, прежде всего по экологическим основаниям, поскольку экологическая безопасность данного проекта не обоснована и не доказана.

Вполне понятны потенциальная экологическая опасность проекта ФКП РФ, региональные и глобальные масштабы длительных неблагоприятных воздействий и последствий КД, особенно из-за широкого применения токсичного ракетного топлива, устаревшей техники и вследствие высокого риска аварий. Причем, нет никакой информации о реализации в данном проекте приоритетов обеспечения охраны окружающей среды при осуществлении КД и о целевом финансировании задач обеспечения экологической безопасности.

Всё это вызывает тревогу и озабоченность в обществе, особенно во многих российских регионах, где люди и природа на себе ощущают риски, воздействия и последствия ракетно-космической деятельности.

Следует обратить внимание, что предыдущая, а также ныне действующая ФКП РФ (на 2001-2005 гг.) были приняты Правительством РФ без проведения обязательной государственной экологической экспертизы, однако, в нарушение законодательства, были профинансированы и реализованы. К сожалению, Федеральное космическое агентство – Роскосмос, как ранее и его предшественник – Росавиакосмос, значительно отстает в разработке и реализации адекватной и целостной государственной экологической политики, не выполняет требования экологического законодательства России при разработке и реализации ФКП РФ. В результате принимаются и выполняются опасные и неэффективные экологические решения, закладываются новые «экологические бомбы», продолжается отставание в экологизации сферы КД.

Предлагается выполнить требования экологического законодательства применительно к проекту ФКП РФ (на 2006-2015 гг.): провести его обязательную госэкоэкспертизу, а также общественную экоэкспертизу, что предполагает оценку воздействий на окружающую среду с учетом альтернативных вариантов, общественные обсуждения и другие мероприятия, возможную доработку проекта и принятие окончательного решения федеральными специально уполномоченными органами госэкоэкспертизы.

Все это необходимо для обеспечения высокого уровня экобезопасности и повышения эффективности КД. Аналогичные экологические требования следует предъявлять и выполнять при принятии и реализации всех текущих и перспективных национальных и международных проектов и программ КД.