ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОСМИЧЕСКИХ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОСМИЧЕСКИХ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОСМИЧЕСКИХ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

© И.М.Мансуров
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Проблемы ракетной и космической техники"
2005 г.

В настоящее время все большее распространение получают технологии обработки почвы и посевов с помощью широкозахватных (ширина 18 м и более) прицепных агрегатов. Эксплуатировать их при отсутствии четкой границы между обработанной и необработанной частями поля, тем более в условиях плохой видимости, весьма затруднительно. Для решения этой проблемы применяются бортовые навигационные системы на основе дифференциальных субметровых приемников GPS (Global Positioning System), позволяющие управлять сельхозтехникой на поле в соответствии с заданной траекторией.

Если среднее перекрытие при обычной обработке составляет около 7%, то устройства параллельного вождения (УПВ) позволяют проводить обработку полей, исключая перекрытия или пропуски, работать дольше и в более тяжелых условиях (туман, сумерки, ветер, пыль). Скорость сельхозтехники на полях увеличивается при этом примерно на 13%, становится возможным круглосуточная эксплуатация техники. При этом ожидаемая прибыль от применения УПВ на одну операцию, например, при опрыскивании, составляет около 6,5 Евро/га.

Оснащение сельскохозяйственной техники GPS-приемниками позволяет максимально точно распределять на полях пестициды и удобрения, уменьшить их расход, повысить производительность труда и экономить горючее.

В докладе проведен анализ существующих на рынке навигационных систем, которые применяются в сельском хозяйстве, рассмотрены результаты испытаний различных типов GPS приемников и систем параллельного вождения при проведении сельхозработ, влияние различных факторов на точность приемника. Важным аспектом является экономический эффект от применения систем параллельного вождения. В докладе приведены данные эффективности для различных сельскохозяйственных операций, а также предложены рекомендации по выбору наиболее оптимальных комплектов систем параллельного вождения.