ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО В КОНТЕКСТЕ ЭПОХИ КОНЦА 19-ГО – НАЧАЛА 20-ГО ВЕКОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО В КОНТЕКСТЕ ЭПОХИ КОНЦА 19-ГО – НАЧАЛА 20-ГО ВЕКОВ

© Е.В.Архипцева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2005 г.

Без знания истории педагогики сегодня невозможно решить многие из наболевших ее проблем. Видными мыслителями, прогрессивными педа-гогами прошлого было выдвинуто немало плодотворных педагогических идей, которые способствовали решению педагогических вопросов на прак-тике. В конце ΧIΧ – начале ΧΧ в. педагогикой занимался К. Э. Циолков-ский.

Автором доклада делается попытка представить сравнительную ха-рактеристику творчества Циолковского в области педагогики и корифеев педагогической мысли, среди которых – К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой. В основу работы положены архивные источники и публикации.

Циолковский, Ушинский и Толстой рассматривали обучение как важнейшее средство воспитания и указывали на недопустимость их разде-ления. Циолковский к тому же полагал, что воспитание служит понима-нию целей образования, которое необходимо для завоевания Вселенной. В представлении Циолковского процесс воспитания для всех землян един. В понимании же Ушинского ребенка следует воспитывать в зависимости от его национальных черт характера. Макаренко в деле воспитания руково-дствовался принципом коллективизма.

Циолковский утверждал, что учеба должна строиться в зависимости от интеллекта, возрастных групп и физических факторов. Ушинский был того же мнения.

Главной наукой для человечества Циолковский считал математику, важную роль он отводил геометрии: без геометрии человек не будет стре-миться к безграничному простору космоса. Ушинский же в основу образо-вания ставил родной язык, полагая, что ученик должен научиться читать и писать – это в его жизни будет главным.

В процессе преподавания Циолковский пользовался приемами по-вторяемости нового материала, чем укреплял в учениках память. Эти же мысли высказывал в своей дидактике Ушинский. Огромное значение Ци-олковский придавал наблюдению, опыту в процессе обучения, они способ-ствуют усвояемости предмета. О положительной стороне наглядности пи-сали Чернышевский и Ушинский, однако последний выступал против «за-бавляющей педагогики». Циолковский, напротив, стремился убрать скуку и трудности из учебы, чтобы дети могли учиться играючи. О методах на-глядности положительно отзывался и Толстой, но он отрицал «предметные уроки» и критически относился к звуковому методу обучения, который приветствовал Ушинский. Циолковский пытался развивать детское твор-чество: оно способствует закреплению изучаемого материала. За детское творчество высказывался и Толстой. Большое значение Циолковский при-давал физическому труду: он помогает восстановлению сил для процесса учебы. Физический – сельскохозяйственный труд пропагандировали Ушинский, Шацкий, Макаренко. В педагогике Циолковский стремился к раскованности души, свободе мышления. Идею свободного воспитания пропагандировал и Толстой, Макаренко ее отрицал. Циолковский говорил о необходимости соблюдения учениками режима дня: это способствует усвояемости учебного материала. Он имел в виду правильное чередование учебы и отдыха, своевременное питание, игры на свежем воздухе. О ре-жиме писали Ушинский и Макаренко, но последний под словом режим понимал жесткую дисциплину. Циолковский, как и Чернышевский, высту-пал противником наказаний. О благожелательной атмосфере в школе го-ворил Толстой. Гуманного отношения к детям требовал Ушинский, но он, как и Макаренко, отвергал «изнеженность» и «заласканность». Циолков-ский считал, что правильная организация методов и приемов обучения будет содействовать успешному овладению учащимися знаниями, помо-жет их всестороннему развитию. Эту же мысль высказывали Чернышев-ский и Добролюбов.

Циолковский говорил, что учитель должен хорошо знать своего ученика – его способности, интересы, нужды, все это связано с процессом учебы. Ушинский же, Добролюбов, Чернышевский, указывая на то, что педагог обязан знать своего подопечного, имели в виду его ученические способности. О заботливом и ровном отношении учителя к детям писали Добролюбов и Чернышевский. Циолковский придерживался подобной теории, но рассматривал ее более широко: между учителем и учеником не должно быть степени отчуждения. Циолковский писал о необходимости формирования учителем высоконравственной личности. По его мнению, важнейшая задача учителя – передача знаний, благодаря которым человек способен завоевать просторы Вселенной, сделаться высоконравственным. В представлении Ушинского воспитание нравственности для учителя должно стоять на первом месте и только на втором – объем передаваемых им знаний. Циолковский считал, что настоящим учителем может стать высокообразованный человек, имеющий педагогический дар. Схожую мысль высказывали Добролюбов и Ушинский. Циолковский же сопостав-лял учителя с врачом, врачующим душу, называл его «учителем жизни».

Анализ взглядов Циолковского и выдающихся деятелей в области педагогики на задачи воспитания и образования, на роль учителя в процес-се образования позволил провести некоторую аналогию. Их мысли об уст-ройстве педагогического процесса, методы, приемы, принципы преподава-ния во многом совпадают, хотя Циолковский превосходит своих совре-менников: на многие вопросы он смотрит шире, большинство проблем видит более глубоко. Ближе всех ему по духу Ушинский, дальше всех – Макаренко. Учитывая педагогические идеи Циолковского, его педагогиче-скую практику, уместно говорить о своеобразной педагогической лабора-тории Константина Эдуардовича. Его по праву можно назвать педагогом-новатором. Полагаясь на его педагогические теории, с уверенностью мож-но сказать, что Циолковский-педагог мыслил установками Циолковского-ученого, учителя Человечества, который пытался решать проблемы воспи-тания и образования на высоком, общечеловеческом уровне.