ПОЗИЦИЯ НЕНАСИЛИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО КАК ОСНОВА ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧИТЕЛЯ
© Н.И.Климова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2005 г.
Главным принципом нравственно-этического кодекса К.Э. Циолковского был принцип: «Никому никогда не причинять никаких страданий». В особой степени у Константина Эдуардовича этот принцип проявился по отношению к детям. Внутренним содержанием всей его педагогической деятельности были любовь и гуманное отношение к детям, уважение достоинств ребенка, отрицание насилия над личностью. Отвергая всякие попытки подавления личности ребенка, он стремился воспитывать своих учеников людьми смелыми в решениях, обладающими «пытливостью ума и дерзанием творить».
Эти личностные качества Циолковского отразились в официальных отчетах педагогов, коллег Константина Эдуардовича, и характеристиках разных лет. Инспекторские отчеты подчеркивают положительное влияние Циолковского на своих учеников и отмечают такие ценные качества личности педагога как любовь к детям, честность по отношению к ним, мягкое, терпеливое обращение с ними, высокая нравственность, отзывчивость, преданность педагогическому делу. Можно сказать, что у Константина Эдуардовича была сформирована позиция учителя, в настоящее время определяемая как позиция ненасилия.
Изучив гуманистические особенности педагогики Циолковского, можно вывести основные положения технологии, связанной с формированием позиции ненасилия у учителей. Разработка такой технологии должна базироваться на установке о том, что основная цель педагогики – создание условий для развития и проявления личности учащегося.
Чуткое и бережное отношение к своим ученикам, неприятие методов авторитарной педагогики, направленность на развитие самостоятельности ума и мышления детей, искренность и сердечность отношений с ними – вот те педагогические и эмоциональные струны, которые должны, по глубокому убеждению Константина Эдуардовича, «звучать» в работе учителя. Он хотел видеть в своих учениках не робких исполнителей чужой воли, а самостоятельно и активно мыслящих творцов, обладающих истинными знаниями.
Сегодня любой учитель может сформировать для себя позицию ненасилия, если будет ориентироваться на личностную модель взаимодействия с учащимися и организовывать учебно-воспитательный процесс без использования открытых и скрытых форм принуждения, так, как это делал Циолковский. Это будет способствовать созданию предпосылок для личностного роста, духовного становления и развития каждого субъекта взаимодействия. Личностному росту способствует профессиональная активность учителя. Для формирования профессиональной активности необходимы следующие качества: развитие способности решать педагогические задачи, связанные с постановкой личности ребенка; преодоление педагогических стереотипов, сложившихся в сфере обучения и воспитания; анализ собственной педагогической деятельности, в том числе – опыта построения педагогического процесса.
Циолковский настаивал на необходимости построить учебный процесс таким образом, чтобы учение не было мукой. По его мнению, главное в работе педагога – «суметь привлечь учащихся, заинтересовать их знаниями и зажечь их сердца высоким идеалом жизни, чтобы эти знания были источником возвышенного счастья, а не источником мук и слез». Такая позиция ненасилия педагога-космиста привлекала внимание детей к его личности, способствовала укреплению душевных отношений между ним и его учениками (не было той непроходимой стены, которая нередко отделяет педагога от ребенка). Дети любили своего учителя-гуманиста, строившего отношения с ними, которые основывались на любви, взаимоуважении и сотрудничестве.