ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ИДЕАЛА В РУССКОМ КОСМИЗМЕ

© В.В.Лыткин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2005 г.

К анализу проблематики русского космизма и исследованию творчества К.Э. Циолковского авторы стали подходить в последние 15-20 лет широко, с современных позиций открытости и толерантности (В. В. Казютинский, Л. В. Лесков, Т. Н. Желнина, В. М. Мапельман и др.). Исследователи подчеркивают необходимость комплексного подхода к оценкам мировоззрения Циолковского и русских космистов, анализа их мировоззрения без купюр и недомолвок. Впервые исследователи начинают затрагивать вопрос об антропологических, религиозных и мистических взглядах Циолковского, выделяя специфическое направление русского космизма, связанное с данными мировоззренческими парадигмами.

В то же время большое количество аспектов в творчестве Циолковского, его мировоззрении и во взглядах русских космистов ждут дальнейшего исследования. Прежде всего, остается открытым вопрос о сущности социальных идеалов в мировоззрении Циолковского и русского космизма в целом, о соотнесенности этих идеалов с мировоззренческим комплексом и религиозными идеалами Циолковского, месте «Космической философии» Циолковского в русском космизме и др.

Данное исследование касается вышеперечисленных проблем. Оно базируется на ряде основных тезисов:

1. Русский космизм закономерно возникает и формируется как часть общечеловеческого культурного развития, проходя последовательные стадии своего развития.

2. Возможно осуществление классификации типов космизированных представлений по различным параметрам; при этом наиболее общей классификацией может быть историческая, основывающаяся на времени возникновения тех или иных представлений у того или иного мыслителя. Но возможны и иные принципы классификации (С. Г. Семенова, В. В. Казютинский).

3. Автор считает (вслед за Казютинским) взгляды Циолковского классическим вариантом космизма. В этом случае все его предшественники будут относиться к «ранним космистам», а мыслители, работавшие позднее – к «поздним космистам».

4. Возможен иной вариант классификации космизированных взглядов, который учитывает, прежде всего, «принцип проникновения в космос» человечеством. На основании этого возможно выделение следующих типов: докосмические идеи всеединства, эволюционно-технический космизм, религиозный космизм, космизм в искусстве.

5. Возможно определение космизма в следующем виде: «Космизм – это такое понимание человеком своего места в мире, когда роль человечества вообще и каждого человека в отдельности рассматриваются в зависимости от процессов их совместного развития с Вселенной. Это обоснование того, что судьбы человечества и человека неразрывно связаны с судьбами Земли и космоса. Космизм обосновывает неизбежность проникновения человечества во Вселенную (техническое или духовное), что является закономерным этапом в развитии человечества, вообще разума во Вселенной».

6. Основной, характерной особенностью большинства известных систем взглядов представителей русского космизма является их гуманитарная направленность. Своеобразным философским ядром этих систем является реализация социального и антропологического идеала. Это достигается путем формирования в будущем абсолютного совершенного человека и абсолютного и совершенного общества.

7. Вышеотмеченный идеал носит ярко выраженный утопический характер и имеет религиозно-этические черты.

8. Утопический антропологический и социальный идеал русского космизма парадоксальным образом породил феномен современной теоретической и практической космонавтики.

9. Представляется возможным говорить о распространении социальных и антропологических идеалов русского космизма в современной западной культуре.

10. На основании антропологических и социальных идеалов русского космизма возможно создание современной космической антропологии и космической социологии.