ПРОБЛЕМЫ КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

ПРОБЛЕМЫ КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

© Ю.С.Митюрникова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2005 г.

Современный мир развивается столь быстро, что человечество не успевает усвоить всей информации, которая на него обрушивается. Это отражается на образовательной программе. При общем ее усложнении, количество часов, отводимых на некоторые непрофилирующие предметы, сильно сокращается, а иногда и вовсе сводится к нулю. Такая участь постигла предмет астрономии.

Ныне лишь в специализированных школах и гимназиях получают начальное космическое образование, в обычных же средних учебных заведениях даже изучение физики чаще всего заканчивается кратким упоминанием о неспециальной теории А. Эйнштейна. Такая политика уже приносит отрицательные «плоды». Не развивая своего сознания относительно научных достижений в области авиационной и ракетно-космической техники, современная молодежь зачастую оказывается неспособной обучаться в авиационно-технологических высших учебных заведениях. Интерес к профессиям, связанным с освоением космоса, падает, а значит скоро молодых кадров, сменяющих старых специалистов, станет недостаточно.

Но выход из этой, казалось бы, тупиковой ситуации есть: ввести космическое образование в школе, начиная с младших классов, внедряя при этом азы астрономии в предметы природоведения, географии и физики.

В то далекое от нас время, когда учителем работал К. Э. Циолковский, о космическом образовании не шло и речи, даже термина такого не было. Но Константин Эдуардович, по воспоминаниям бывших его учениц, старался поделиться знаниями о небе, о полетах в «свободном пространстве» не только на уроках астрономии, физики, но также на других уроках, не связанных напрямую с космическими путешествиями.