ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В РАБОТЕ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО «СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В РАБОТЕ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО «СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА»

© Е.Б.Козлова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2005 г.

Как ученый и педагог с широкими научными взглядами, разнообразием интересов, охватывающих целый ряд различных дисциплин, К. Э. Циолковский привлекает все новых исследователей. В работе «Свойства человека» он представляет взгляды на природу человека, особенно на психику и нравственное воспитание. К началу XX в. психология только зарождалась, определялось ее значение и место в системе наук. Тем более удивительно, что размышления гениального ученого актуальны сегодня и согласуются с основными положениями современной психологии и педагогики.

Все свойства живых существ Циолковский делит на умственные, нравственные, физические, обращая внимание на различное их соотношение у человека и животных. Они по сути являются психическими, и Циолковский выделяет значение их для воспитания человека.

Рассуждая о взаимосвязи органов чувств и о недоразвитии некоторых из них, Циолковский обращает внимание на рекомендации по воспитанию детей, имеющих нарушения зрения, слуха и речи. В настоящее время эти вопросы изучаются в рамках специальной педагогики и психологии.

Особое место в работе занимают размышления о нравственном воспитании человека: дается характеристика нравственных чувств – добро, альтруизм, любовь, страсть. Анализируется возникновение различных форм эгоизма, жестокости, зависти.

В последнее время в педагогике и психологии возрождается интерес к воспитанию подлинно человеческих, высокогуманных, нравственных чувств, поэтому педагогическая концепция воспитания нравственности Циолковского приобретает особую значимость.