СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

© Г.А.Полтавец, С.К.Никулин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2005 г.

На сегодняшний день можно говорить о следующих традиционных организационных формах, связанных с научно-техническим образованием детей:

1) технические кружки;

2) научно-технические творческие объединения (специализированные школы по направлениям, лаборатории, научно-технические общества и др.);

3) спортивно-технические кружки (секции, клубы и т. п.);

4) мероприятия по пропаганде научно-технического творчества и др.

В качестве видов научно-технического творчества учащихся (НТТУ) рассмотрены техническое моделирование и конструирование, научное творчество, художественно-техническое творчество, информационные технологии, технические виды спорта, рационализаторская и изобретательская деятельность.

Что касается содержания творческой деятельности, то для технических кружков это могут быть:

1) теоретические знания о природе и технике, о материалах и технологиях производства, об испытаниях и экспериментах;

2) история развития науки и техники, появления изобретений и открытий, выдающиеся личности, их вклад в цивилизацию;

3) понятия о системном подходе, методах моделирования, проектных расчетах и оптимизации технических решений, об исследовании операций;

4) углубленное освоение теоретического материала, изучаемого в школьных дисциплинах, и его практическое применение в рамках выбранного направления;

5) конструирование и изготовление стендов, тренажеров, различных технических устройств, приспособлений, приборов, наглядных пособий, плакатов, фильмов и т. п.;

6) эксплуатация электронно-вычислительной техники и разработка программного обеспечения;

7) модернизация существующего оборудования кабинетов и мастерских, ремонт технических средств обучения;

8) навыки публичных выступлений, подготовка рефератов, статей, научно-информационных бюллетеней, докладов и т. п.;

9) рационализаторская, изобретательская, исследовательская деятельность и др.

В мероприятия по пропаганде НТТУ могут включаться:

1) организация и проведение дней науки и техники, научно-практических конференций, технических олимпиад, тематических конференций, слетов, профильных смен в летних лагерях, круглых столов и др.;

2) проведение выставок научно-технического творчества, встреч с изобретателями, космонавтами, видными деятелями науки и техники и

т. д.

Все организационные формы НТТУ, а также основное содержание творческой технической деятельности в объединениях по интересам и ее виды проанализированы в монографии: Никулин С. К., Полтавец Г. А., Полтавец Т. Г. «Содержание научно-технического творчества учащихся и методы обучения (системный подход)». М., МАИ, 2004 г.