УСТОЙЧИВО ЛИ «УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ»?

© Б.Н.Кантемиров
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2005 г.

Для характеристики современного состояния человечества, оказавшегося в весьма сложных условиях своего существования, и его будущего конференция в Рио-де-Жанейро в 1982 г. предложила понятие «устойчивое развитие» (УР) цивилизации. Этой проблеме большое внимание уделяет ООН: проводятся конференции, создаются различные фонды, выделяются большие денежные средства из бюджета организации и т. д. Понятие «УР» не только вошло в научный оборот, но оно широко используется в политике, публицистике.

Однако широкое использование того или иного понятия не есть гарантия его корректного применения. Зачастую понятие «УР» используется как «приправа» к рассмотрению тех или иных проблем человечества или общества. Остановимся на двух принципиальных, по мнению автора, признаках понятия «УР», исследованию содержания которых не уделяется должного внимания.

Одной из составляющих понятия «УР» является понятие «развитие». В философском смысле оно раскрывает характер происходящих в мире, цивилизации, обществе изменений. При этом нам далеко не безразлична тенденция этих изменений, знак производной, конечный результат этих изменений. То есть, говоря об «УР» человеческой цивилизации в целом или нашего общества в частности, нас не может не интересовать цель этого развития. Как же решается этот вопрос в работах по исследованию проблемы «УР»?

В докладе «Наше общее будущее», разработанном по мандату ООН Всемирной комиссией по окружающей среде и развитию, понятие «УР» определено как «развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». Учитывая неоднородность по многим параметрам не только человечества в целом, но и отдельных цивилизаций и даже отдельно взятого общества, вряд ли можно решить задачу в столь общей постановке цели. Есть более конкретная формулировка цели «УР»: «Надо всем выжить, и это основной вопрос устойчивого развития цивилизации» (А. Д. Урсул «Путь в ноосферу». М., 1993). Но и при такой постановке цель «УР» вряд ли достижима, так как каждая цивилизация будет решать эту задачу за счет других (концепция «золотого миллиарда»). Причем капиталистическая экономика не позволяет надеяться, что это положение может измениться к лучшему. Так обстоит дело с точки зрения социально-экономических аспектов.

Есть другая сторона проблемы, непосредственно определяющая УР человечества, – это взаимоотношения «социум – природа» и «человек – техника». Западная цивилизация и ее продукт – промышленная революция, а затем научно-техническая и информационная революции – достигли, с одной стороны, предельного уровня пресса на природу; с другой – предельного разрыва между возможностями науки, мощностью (энергетической, информационной и др.) техники и мировоззрением, нравственностью человека, создающего и применяющего эту технику, использующего плоды науки. Этот разрыв обусловлен, прежде всего, тем, что профессиональные знания каждое новое поколение людей получает, начиная с уровня достигнутого развития науки и техники в определенный период; происходит интеграция знаний и технических достижений (прошлое остается в истории). В то же время формирование личности человека каждого нового поколения каждый раз начинается с нуля. Причем воспитательная среда, к сожалению, оставляет желать лучшего.

Еще об одном аспекте обсуждаемой проблемы. В рамках Чтений К.Э. Циолковского нас не может не интересовать вопрос о роли космонавтики в проблеме обеспечения «УР» человечества. По этой проблеме есть ряд публикаций, наиболее интересными из которых являются работы проф. В. П. Сенкевича. Суть предложенной методологии заключается в следующем. Выявлено максимальное число возможных угроз человечеству, и относительно каждой угрозы рассмотрены возможности космонавтики по ее парированию. Однако не изучена и не исследована, как представляется автору, основная угроза человечеству – человек с его неиссякаемой жаждой познания и страстями. Первое позволяет человеку все глубже познавать природу и на этой основе создавать все более сложную и мощную технику и вмешиваться в дела самой природы. При этом прогностические возможности человека в существенной степени отстают от потребностей. Что касается страстей человеческих, в том числе и пагубных, то в прошлом их могла существенно ограничивать и сдерживать религия. Однако развитие цивилизации, в частности урбанизация, эти возможности религии ограничили. Человек предоставлен самому себе, и мы не знаем, к чему приведет его очередной шаг. С учетом этого, весьма актуальной стала задача формирования социально адаптированной, положительно ориентированной личности. Рассматривая личность как многомерное пространство таких ее качеств, как психофизиологические, физические, нравственно-этические, интеллектуальные и др., мы можем решать задачу использования космонавтики, ее технического и интеллектуально-духовного потенциалов для этих целей.