ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ В НАУЧНЫХ ТРУДАХ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО
© Л.А.Данилевская
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2005 г.
Во все времена в рамках воспитания подрастающего поколения на первое место выступали вопросы нравственного характера. Особое значение нравственное воспитание приобрело в наши дни, и главенствующая роль в этом принадлежит учителю. Педагогическая наука ищет пути и средства совершенствования нравственности личности учителя, его педагогической морали. Здесь уместно обратиться к идеям и опыту великого мыслителя и педагога К.Э. Циолковского.
В философских трудах ученого мы находим мысли о значимости человека нравственного. Формирование нравственности, как считал Циолковский, происходит только при благоприятных условиях. Прежде всего, это общество, в котором «нет неурядиц и международных раздоров… и… нет той бездны между типами жителей, делающего одного рабом другого». Важнейшими составляющими этики, по мнению Циолковского, выступают такие нравственные качества, как коллективизм, гуманизм, трудолюбие во имя высоких общечеловеческих целей. Рассматривая вопросы освоения космоса, Константин Эдуардович выдвигал идею интернационализма как путь совершенствования этики народов Вселенной, где царят гармония, добро и счастье.
Сам Константин Эдуардович был воплощением нравственности. Об этом свидетельствуют характеристики, отзывы о его педагогической работе, в которых выделены такие качества, как преданность делу педагогики, стремление расширить свой кругозор («предан своему делу и продолжает свое самообразование»), «честность, мягкое обращение, терпение» по отношению к учащимся, «трудолюбие», твердость характера, серьезное отношение к работе («обладает твердостью воли и настойчивостью, отличается самообладанием, бдительностью и серьезным отношением к своим обязанностям»), практичность, умелость, образованность («под руководством такого умелого, практичного и образованного учителя ученики умственно развиваются»).
Интересны высказывания Циолковского о педагогической этике. Он считал, что главное – моральный облик учителя, самое ценное его достоинство – его знание, истинная любовь к детям, умение свое дело выполнять с душой, постоянное стремление прийти на помощь к учащимся своими знаниями и умениями, сделать для них как можно больше полезного.
Будучи человеком высоконравственным, Константин Эдуардович оказывал благотворное влияние на учащихся. Воспоминания его учеников рисуют нам образ талантливого учителя и гуманного человека. Они подчеркивали, что у Циолковского не было казенного, формального отношения к ученицам, он старался вложить в них серьезные знания и радовался толковым и хорошим ответам, выставляя за это «большие» пятерки. Всем своим поведением и преподаванием Константин Эдуардович внушал к себе уважение и любовь.
Таковы некоторые аспекты педагогической этики Циолковского, и глубокое изучение ее дает возможность ученым и учителям совершенствовать нравственность.