АЭРОКОСМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ШКОЛЬНЫЕ МУЗЕИ КОСМОНАВТИКИ НА КУБАНИ

АЭРОКОСМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ШКОЛЬНЫЕ МУЗЕИ КОСМОНАВТИКИ НА КУБАНИ

© В.А.Садым
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2006 г.

Школьные музеи являются наиболее многочисленной группой музеев при учебных заведениях. Они создаются и функционируют в общеобразовательных школах всех типов и учреждениях дополнительного образования с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, развития познавательной и творческой активности учащихся, формирования у них навыков ценностно-ориентированного отношения к историко-культурному наследию, приобщения к нему.

Специфика школьных музеев состоит в том, что характер и содержание их деятельности определяется педагогической целесообразностью, возможностью комплектовать музейные собрания, соответствующие избранной концепции и профилю, способностью школы обеспечить материальные предпосылки его хранения и правильного использования. Важнейшей особенностью любого школьного музея является общественный характер его деятельности.

Ведущая роль в аэрокосмическом образовании среди школьных музеев принадлежит деятельности школьных музеев космонавтики. Под «аэрокосмическим образованием» в широком смысле понимается распространение в обществе знаний по авиации и космонавтике. Школьные музеи космонавтики представляются одной из наиболее эффективных форм распространения этих знаний среди подрастающего поколения.

В Краснодарском крае на сегодняшний день насчитывается около 100 школьных музеев и экспозиций по аэрокосмической тематике. Аэрокосмическое образование в школьных музеях осуществляется посредством следующих направлений их деятельности: вовлечение учащихся в поисковую и собирательскую работу, научно-исследовательская и творческая работа школьников, организация и проведение мероприятий на базе музея, работа в кружках.

Распространением знаний в области авиации и ракетной техники в свое время занимался и К. Э. Циолковский. Он всегда находил время для общений с подрастающим поколением в кружках и клубах. Отрадно, что преподаватели Кубани продолжают столь полезное дело пропаганды аэрокосмических знаний.