АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
© М.А.Садовникова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2006 г.
Авиационно-космический комплекс Российской Федерации является одним из наиболее наукоемких высокотехнологичных секторов российской экономики и играет важнейшую роль в обеспечении обороноспособности, транспортных потребностей и социально-экономическом развитии страны. В то время как в мировой экономике наблюдаются процессы реформирования аэрокосмического направления и тенденции к его дальнейшему развитию и укреплению, российский авиационно-космический комплекс находится в кризисном состоянии.
В связи с создавшейся ситуацией органами государственной власти разрабатывается комплекс мер, направленных на поддержку создания авиационной техники и развития российской авиационной промышленности. Немаловажную роль играет государственная поддержка развития авиационного комплекса в законодательной области. На данный момент существует определенная нормативно-правовая база, регламентирующая авиационную деятельность в Российской Федерации. К ней относятся как внутренние законодательные акты, так и международные соглашения. Действующее законодательство неспособно в полной мере обеспечить условия для развития и поддержки отечественной авиационной промышленности на должном уровне. Государственная поддержка в данной области предполагает совершенствование российского законодательства путем внесения изменений и дополнений в существующую нормативно-правовую базу, а также создания новых нормативно-правовых актов. Подготовка внесений изменений и дополнений в существующую нормативно-правовую базу, в том числе по порядку разработки авиационной техники, осуществляется при участии разработчиков (включая ряд НИИ, в число которых входит ЦАГИ), производителей и эксплуатантов гражданской авиационной техники, а также представителей заинтересованных министерств и ведомств. Развитие российского авиационного законодательства должно быть направлено на создание необходимых условий для эффективной деятельности российской авиационной промышленности.
Для осуществления поставленной задачи необходимо иметь четкое представление о проблемах законодательной поддержки российских производителей авиационной техники, влиянии международного авиационного законодательства на авиационное законодательство РФ, а также о последствиях международной кооперации в части приведения российского авиационного законодательства в соответствие с требованиями международных авиационных правовых норм, что особенно актуально в связи с подготовкой к вступлению России в ВТО.