АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ФИНАНСОВОГО И ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ РОССИИ НА 2006-2015 ГОДЫ
© Н.Н.Попов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2006 г.
Объем ассигнований на реализацию Федеральной космической программы России (ФКПР-2015) утвержден постановлением Правительства РФ от 22.10.05. № 635 «в ценах соответствующих лет с учетом уровня роста потребительских цен» и составляет 305 млрд. руб. (на 10 лет). Объем ежегодного прироста составляет ~ 6%, начиная с 2006 г. Согласно прогнозам Минэкономразвития уровень роста потребительских цен на 2006-2008гг. составит ~ 7-9%.
Существующий порядок формирования бюджета предусматривает определение объемных показателей на последующие два-три года планового периода на основе прогнозных оценок индексов-дефляторов, но не содержит ответа на вопрос, как бюджет будет компенсировать фактические инфляционные потери (оценка фактического уровня инфляции может быть произведена только спустя 3-5 месяцев после утверждения бюджета). Следовательно, реализация задач ФКПР-2015 в заданных программой объемах и сроках будет затруднительна.
Существенное влияние продолжает оказывать неритмичность финансирования программных мероприятий. Основной объем выплат производится во второй половине года, что ведет к нарушению ритма основных производственных процессов и в свою очередь ведет к необходимости брать банковские кредиты под гарантии Заказчика, а это, учитывая процентные ставки, неизменно приводит к увеличению цены разработки и изготовления.
Серьезной проблемой продолжают оставаться негативные производственно-технологические факторы, а именно:
- износ основных фондов (ОФ);
- старение кадрового потенциала;
- малая загрузка мощностей;
- низкая оплата труда на предприятиях.
Несмотря на то, что за последние 3 года состояние ОФ на предприятиях почти стабилизировалось, а предусмотренные ФКПР-2015 объемы финансирования на реконструкцию и техническое переоснащение промышленных предприятий существенно превышают аналогичные затраты в 2001-2005 гг., но тем не менее на сегодня следует отметить, что удельный вес оборудования возрастом до 10 лет составляет ~2,2%, а доля оборудования возрастом свыше 20 лет составляет ~ 70%.
До вступления экономики страны в рыночные отношения амортизационные отчисления использовались исключительно по целевому назначению.
Для предотвращения угрозы разрушения ракетно-космического производства (РКП) и обеспечения действенных условий технического перевооружения производственного потенциала предприятий необходимо государственное бюджетное целевое финансирование, т. к. воспроизводство ОФ собственными средствами предприятий в сложившихся условиях невозможно. Кроме того, в связи с особой значимостью проблемы с одной стороны и ограниченностью бюджетных средств, с другой – представляется целесообразным:
- при расчете налога на амортизируемое имущество не включать остаточную стоимость вновь приобретенных ОФ (оборудования) до достижения 50 % нормативного срока службы и высвобожденные финансовые средства направлять в фонд, созданный на предприятии исключительно для обновления ОФ (оборудования), используемых для производства основных изделий;
- обеспечить льготное кредитование приобретения машин и оборудования, создания основных средств, работ по техническому перевооружению мощностей, занятых реализацией госзаказа.
Прямым следствием ухудшения возрастной структуры оборудования является рост удельного веса оборудования со сверхнормативным сроком службы, на которое не начисляется амортизация. Основной причиной не начисления амортизации ОФ является их полная изношенность, которая составляет по активной части ОФ около 70%.
Сокращение амортизационного фонда предприятий происходит также из-за вынужденного применения понижающих коэффициентов к действующим нормам амортизационных отчислений в результате недофинансирования госзаказа (ускоренная амортизация, как действенная мера для воспроизводства основных фондов, может применяться только в условиях выпуска дефицитной продукции, когда потребитель готов купить продукцию по повышенной цене за счет возросших амортизационных отчислений).
Учитывая, что ФКПР на 2006-2015 гг. предусматривает значительный объем внебюджетных средств (~182,0 млрд. руб.), одной из первоочередных проблем является разработка механизма поступления, учета и контроля этих средств, так как при их реализации задействуются мощности РКП и, кроме того, часть этих средств (~ 11,5 млрд. руб.) используются при выполнении международных контрактов под гарантии государства.