ДИНАМИЧЕСКИЕ МАГНИТНЫЕ ДВИГАТЕЛИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТАХ

ДИНАМИЧЕСКИЕ МАГНИТНЫЕ ДВИГАТЕЛИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТАХ

© В.Н.Каменщиков, А.В.Перфильев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Проблемы ракетной и космической техники"
2006 г.

С появлением ряда экспериментальных работ по исследованию влияния переменного магнитного поля, создаваемого вращающейся магнитной системой, на гравитационное поле, появилась возможность рассмотреть перспективы использования обнаруженного эффекта в перспективных транспортных космических системах.

Установка, на основе которой возможно создание динамического магнитного двигателя (ДМД), была построена английским изобретателем Д. Серлом в 1946 г. В 1985 г. его эксперименты были повторены американским исследователем П. Брауном, а в 1993 г. В. В. Рощиным и С. М. Годиным. Было достигнуто изменение веса установки в пределах 35% и генерация электроэнергии до 6 КВт.

В настоящее время существуют теоретические разработки, на основе которых возможно объяснение наблюдаемых эффектов, однако требуется дальнейшее изучение механизма влияния состава магнитных материалов на работоспособность ДМД. Представляется целесообразным провести независимую проверку экспериментов В. В. Рощина и С. М. Година. Подтверждение их результатов позволило бы создать экспериментальный образец ДМД и провести его летные испытания. В частности, возможна постройка межорбитального буксира (МБ) с ДМД.

Поскольку ДМД в процессе работы передает крутящий момент генератору, а, соответственно, и МБ, то ДМД необходимо устанавливать на космические аппараты попарно, с разнонаправленным направлением вращения. МБ с ДМД может быть многоразовым, при этом он должен быть оборудован стыковочным узлом и системами, обеспечивающими стыковку с полезной нагрузкой. Так как ДМД обладает значительной инерцией, реверсирование тяги потребует нескольких минут, поэтому в режиме сближения и стыковки на этапе отработки предпочтительнее использовать обычные жидкостные ракетные двигатели малой тяги.