ИДЕЯ РАКЕТНЫХ ЭСКАДР К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
© А.И.Зинченко, Н.А.Максимовская
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "История ракетно-космической науки и техники"
2006 г.
Идея ракетных эскадр, предложенная К. Э. Циолковским, заключается в особом методе достижения больших скоростей одним ракетным летательным аппаратом, стартующим вместе с серией таких же, рядом летящих ракетных летательных аппаратов, путем переливания неизрасходованного топлива из одних ракетных аппаратов в другие. Все они постепенно возвращаются на Землю после освобождения от топлива и передачи его энергии последнему ракетному летательному аппарату, устремляющемуся в космос.
Идею ракетных эскадр Циолковский считал важным открытием, которое он сделал 15 декабря 1934 г., менее чем за год до смерти. Она была изложена им в статьях «Наибольшая скорость ракеты» (написана 28.01.1935 г.) и «Особый прием достижения высших скоростей реактивными летательными машинами» (написана 23.04.1935 г. и опубликована 30.04.1935 г. в газете «Техника» под заголовком «Достижение космической скорости»). Работа «Наибольшая скорость ракеты» – последняя, 11-я глава неоконченного труда ученого «Основы построения газовых машин, моторов и летательных приборов». Она вошла во все издания трудов Константина Эдуардовича по проблемам ракетной техники и космонавтики, начиная со сборника «К. Э. Циолковский. Труды по ракетной технике», вышедшего в свет в 1947 г. под редакцией М. К. Тихонравова, по словам которого «эта глава является как бы заключительным аккордом творчества Циолковского…». Кроме публикаций, идея ракетных эскадр нашла отражение в материалах переписки ученого. О своем открытии Циолковский также сказал, как установлено авторами доклада, в выступлении по Всесоюзному радио, прозвучавшем 1 мая 1935 г., – этот фрагмент его речи не вошел ни в одну из существующих публикаций первомайского выступления ученого, но зафиксирован в фонозаписи.
В докладе анализируется научная и научно-популярная литература, связанная с идеей ракетных эскадр Циолковского, за период с 1937 г. по настоящее время. Рассматриваются комментарии Я. И. Перельмана, М. К. Тихонравова, С. И. Самойловича, А. А. Космодемьянского и других ученых и популяризаторов творчества Константина Эдуардовича к его работе «Наибольшая скорость ракеты». Проанализированы и обобщены результаты связанных с этой идеей исследований (Я. М. Щучинского, Г. К. Шептаева, Ю. А. Фролова, Г. М. Гапонова, Л. И. Слабкого, Т. Н. Желниной, В. В. Балашова, Б. Н. Кантемирова и др.), опубликованных в сборниках Чтений К.Э. Циолковского, выпусках «Из истории авиации и космонавтики» и т. д. Особый интерес представляет основанная на исторических фактах и документах работа Б.Н.Кантемирова «Развитие идей К.Э. Циолковского по составным ракетам в творчестве М. К. Тихонравова, С. П. Королева, М. В. Келдыша» (сб. «К. Э. Циолковский – современный взгляд на его творчество». М., 2003).
В докладе отмечено, что в подавляющем большинстве публикаций, с легкой руки Перельмана, формулировка Циолковского «ракетные эскадры», отражающая невероятную грандиозность задуманного плана, ущербно изменена на «ракетные эскадрильи».
Также сделан вывод, что суждения авторов публикаций разноречивы относительно:
- вида аппаратов, входящих в ракетную эскадру;
- ее вариантного сродства с составной ракетой пакетной схемы;
- использования этой идеи в ракетной технике.
Авторы доклада предлагают свое объяснение противоречиям, имеющим место в литературе, касающейся этой темы, и обосновывают свою точку зрения относительно ракетной эскадры Циолковского:
1) ракетная эскадра – общее понятие, включающее в себя, в том числе, составную ракету пакетной схемы;
2) под ракетной эскадрой Циолковский понимал совокупность ракетных летательных аппаратов, включающих как ракетопланы, так и ракеты.
Результатом анализа публикаций о ракетных эскадрах Циолковского является попытка рассмотреть причину революционного изменения компоновки многоступенчатых ракет в СССР в 1950-е гг. на фоне их общего эволюционного развития в нашей стране и других странах мира.
Кроме того, сделан вывод о том, что относительная простота ракетных конструкций и отказ от систем перелива топлива в ходе полета могут затормозить дальнейшее развитие тяжелых и сверхтяжелых средств выведения. Тенденцией современной космонавтики, нацелившейся в ближайшие десятилетия к Луне и Марсу, является разработка новых проектов сверхтяжелых ракет. Примером может быть проект пятиступенчатой двухкомпонентной (кислород + керосин) ракеты «Виктория-1» массой порядка трех тысяч тонн. Это как раз тот случай, где может иметь место перелив топлива.
Применение идеи Циолковского может стать одним из способов уменьшения стартовой массы ракет, что сделает запуски более экономичными, снизит риски, а также масштабы экологического ущерба при возможных авариях и катастрофах на старте и в процессе выведения.
Таким образом, неизбежность внедрения в практику идеи ракетных эскадр Циолковского объективно обусловлена, несмотря на сложность систем перелива топлива.
В докладе подчеркивается, что развитие современной ракетно-космической техники идет по пути все более тесного сближения с идеями основоположника теоретической космонавтики.