ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДВУХСЕКЦИОННЫХ РУЛЕВЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ НА ДИРИЖАБЛЕ КЛАССИЧЕСКОЙ СХЕМЫ
© Г.Е.Верба, В.В.Зубкевич, А.Н.Колобков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2006 г.
Для управления движением дирижабля Au-30, созданного ЗАО «Авгур», в продольном и боковом каналах применены двухсекционные рулевые поверхности (внутренняя и внешняя секции на каждом руле).
Такое решение принято из следующих соображений:
а) эффективность односекционных рулей чрезмерна на больших скоростях полёта, что может привести к большому перерегулированию при выполнении маневров;
б) применение двухсекционной схемы позволяет снизить мощность приводов рулевых поверхностей.
В работе представлена методика выбора относительных площадей рулевых секций. Она базируется на результатах теоретических исследований, выполненных в рамках панельного метода. На основе разработанной методики проведены оценки эффективности рулевых поверхностей для варианта традиционного руля и внешнесекционной рулевой поверхности.
Для обоснования достоверности результатов расчётов и предложенной методики выбора параметров рулевых секций в аэродинамической трубе Т-1 МАИ выполнены экспериментальные исследования модели дирижабля с оперением, оснащенным двухсекционными рулями. Проведено сопоставление расчётной и экспериментальной эффективностей рулей указанных вариантов, которое показало достаточно хорошее совпадение соответствующих результатов. Это позволяет рекомендовать панельный метод в качестве инструмента выбора параметров рулевых поверхностей дирижаблей.
В работе представлены результаты моделирования переходных процессов при входе в порыв на различных скоростях полёта при управлении рулями двух вариантов. При этом закон управления оставался неизменным.