ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАСЛЕДИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА «АСТРОНОМИЯ И КОСМОНАВТИКА»
© М.С.Красин, Е.Н.Типикина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2006 г.
История Калуги тесно связана с историей освоения и исследования космического пространства, в первую очередь, благодаря тому, что здесь жил и работал основоположник космонавтики К. Э. Циолковский. Его творческое наследие настолько широко и многогранно, что предоставляет неисчерпаемые возможности для педагогического творчества в реализации регионального компонента в содержании образования, особенно курсов физики и астрономии.
В Калужской области в качестве регионального компонента государственного стандарта общего и среднего (полного) образования школьники изучают курс «Астрономия и космонавтика». Знакомство с идеями Циолковского по освоению космического пространства, с эпизодами из его жизни и творчества побуждает учащихся к более глубокому изучению предмета, заставляет задуматься над философскими аспектами исследования космоса и проблемой поиска жизни во Вселенной.
Одной из важнейших составляющих в изучении курса астрономии и космонавтики является решение задач, содержание которых связано с научным наследием Циолковского. Такие задачи можно предложить учащимся при изучении следующих тем:
- размеры и движение тел Солнечной системы;
- состав и физические условия на планетах Солнечной системы;
- физические основы космических полетов и освоение космического пространства;
- невесомость, особенности поведения человека в условиях невесомости;
- жизнь и разум во Вселенной.
Особое внимание учащихся следует обратить на научное предвидение Циолковского, поражающее точностью описания им необычного поведения тел в космосе и на других планетах.
Идеи Циолковского о космических колониях человечества и «завоевании всего околосолнечного пространства» и современное состояние космонавтики (а также история ее развития) – тема для урока-диспута или урока-конференции. Такие уроки позволяют расширить представления учащихся об истории науки и техники, а также способствуют развитию творческих и коммуникативных способностей учащихся.
Таким образом, использование в преподавании астрономии творческого наследия Циолковского позволяет сделать образовательный процесс еще более познавательным и эффективным.