К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ О НЕНАСИЛЬСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ О НЕНАСИЛЬСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

© Н.И.Климова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2006 г.

Ценность ненасилия признается многими учеными, в том числе и К. Э. Циолковским, считавшим, что культура ненасилия должна формироваться в человеке с раннего детства, для чего необходимо построение образовательного процесса на ненасильственной основе.

Ученый-педагог отрицал всякое насилие. Он мечтал о создании ненасильственного мира в масштабах Вселенной. Он считал, что именно образование и воспитание станут той отправной точкой, которая избавит человечество от всякого рода насилия. И искал свои пути воспитания «совершенных людей». Циолковский поддерживал новаторские подходы к образованию, связанные с идеей свободного воспитания, и считал, что образование должно быть направлено на достижение главной цели – сделать человека сильным, могущественным, способным создать вокруг себя разумный ненасильственный мир, где каждый человек обретет спокойствие и счастье.