К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ВСЕЛЕННОЙ

К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ВСЕЛЕННОЙ

© В.В.Казютинский
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2006 г.

Одна из более поразительных антиномий космической философии состоит в следующем. К. Э. Циолковский настаивал, с одной стороны, на том, что он везде видит «одну только механику», с другой – защищал идею о целесообразности Вселенной, которая, очевидно, выходит за рамки механики и была отвергнута классической картиной мира. Целесообразность мира проявляется, по Циолковскому, в разных аспектах: 1) «космос в математическом смысле живая масса»; 2) «периодическая деятельность космоса… как бы назначена для служения разумному миру»; 3) целесообразность космоса состоит «в его вечно и всюду возникающем разуме, устраняющем всякие страдания». В новой форме принцип целесообразности (наряду с антропным принципом) возрождается современной постнеклассической наукой. И. Л. Розенталь видел целесообразность Вселенной в гармонии физических законов, обеспечивающих возможность существования во Вселенной устойчивых состояний; сюда включаются размерность пространства и другие фундаментальные постоянные. Специфика подхода Розенталя к этой проблеме – отказ от так называемого антропного объяснения свойств Вселенной. Тонкая подгонка физических параметров должна найти объяснение в рамках самой физики, а не путем обращения к биологической форме вещества. Такой подход может рассматриваться как дополнительный (в смысле Бора) по отношению к идеям Циолковского.