К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ ОБ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОМ ПОДХОДЕ К ВОСПИТАНИЮ
© К.Н.Воробьева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2006 г.
Педагогическая антропология в современных условиях составляет самостоятельную область знания. Антропологический подход рассматривается как один из важнейших методологических основ педагогики. Антропология есть не только знание о «человеке в себе», это один из инструментов философского осмысления значимости человека в мировом целом, смысла мировых процессов в «человеческом измерении».
Чтобы постичь феномен человека, раскрыть глубинные пласты его внутреннего мира, представить человека в его целостности, в неразделенной совокупности душевных, духовных и телесных свойств, следует обратиться к концепциям космизма, получившего свое развитие в конце XIX – начале XX вв. Такие представители отечественного космизма, как К. Э. Циолковский, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, несмотря на различие мировоззренческих позиций, считали человека «малой Вселенной, микрокосмосом».
Так, философско-педагогические идеи Циолковского по своей сути антропологичны: они обращены к человеку, изучению его природы и сущности, становлению человека как субъекта Вселенной. В своих философско-педагогических трудах Циолковский обосновал программу познания человека во всей полноте его бытия как на Земле, так и в будущей жизни, в космосе. В ряде своих работ («Свойства человека», «Человек. Жизнь человечества», «Ум и страсти») Циолковский выдвигал задачу создания основополагающей науки о человеке – «человекопознании», подчеркивал важность знания антропологии человека, законов развития человеческой природы для дальнейшего ее совершенствования, значимости человека «для судьбы Вселенной».
В этом заключается актуальность взглядов Циолковского на воспитание, их значение для развития современной педагогической антропологии.