«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ» И СОВРЕМЕННОЕ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

© Е.П.Гора
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2006 г.

В последние десятилетия в каждой из наук естественного цикла появилось много новых данных. Но ученые, будучи заняты каждый своим разделом, редко обращают внимание на наработки соседей. Кроме того, сложно разобраться в другой науке, не будучи специалистом.

Однако, если бы, скажем, представители медико-биологической науки учитывали современные разработки из области квантовой физики, то это дало бы мощный толчок для развития биологии и медицины не только в теоретическом, но и, что особенно важно для медицины, в практическом плане.

Сегодня на повестке дня стоит изучение естествознания как целостной дисциплины. Особенно это касается философских его аспектов, поскольку они представляют целостную концептуальную основу для всех наук естественного цикла, ломая междисциплинарные перегородки и давая путь прогрессивному развитию всего направления.

Что такое материя? В чем отличие живого и неживого? Что такое сознание? В чем смысл существования человека? Прав ли был Ч. Дарвин со своей теорией эволюции? На верном ли пути находятся те, кто занимается клонированием? Какую роль в эволюции человека может сыграть виртуальная реальность? Конечно, человек ограничен природой в получении информации, он получает субъективный образ объективного мира. В силу этого мы заведомо не сможем докопаться до истины. Но природа создала интеллект человека, чтобы он мог познавать себя. И, возможно, она даст одаренным людям через творчество то, для чего человек уже созрел.

С падением идеологических шор в нашей стране появилась прекрасная возможность для развития наук, особенно это касается междисциплинарных исследований.

Появилась потребность разработки авторского курса «Концепции современного естествознания». Масса учебной литературы под таким названием предназначена для того, чтобы познакомить гуманитариев с естественным циклом дисциплин. Однако многолетний опыт свидетельствует о том, что подобный курс необходим для формирования мировоззренческих позиций и для студентов медико-биологического профиля. От этого зависит эффективность их будущей профессиональной деятельности.