МЕТОДИКА, СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШКОЛЬНОГО КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЛАН ОПТИМИЗАЦИИ)

© В.В.Смирнов, О.С.Цыганков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2006 г.

В наше время космос интересен не только как источник загадочных открытий, но и как арена промышленной деятельности человечества на благо планеты. Промышленное освоение космоса – исторически длительный процесс, который будет развертываться все более широко и нуждается в полноценном кадровом потенциале.

Возможность возникновения энергетического и экологического кризисов планетарного масштаба считается очевидной. Также очевидно, что возможность предотвращения этих кризисов неразрывно связана с развитием космонавтики, следовательно, будущее планеты Земля во многом определится существованием и успехами космических наук. Однако все большее число молодых людей выбирает не естествознание и технику, а юриспруденцию и экономику. Тем не менее, от грозящих энергетического и экологического кризисов толпы юристов и экономистов не спасут. Поэтому соединение дополнительного образования и воспитания наступающих поколений с нуждами науки и производства имеет наиважнейшее значение для будущего космонавтики и энергетики. Трудно не только выполнить такую задачу, но ясно себе представить ее, а именно: побудить подростка выбрать предлагаемый жизненный путь, посвятить себя космонавтике, подчинить свой образ жизни цели достижения успеха в техническом творчестве.

Как педагогический процесс, внешкольное образование состоит из трех блоков: методика, содержание и организация.

Методика. Тематика работ выбирается произвольно и определяется в основном предпочтением руководителя. Будущему профессионалу необходимо умение работать на заданную тему, что следует практиковать в техническом творчестве юниоров. Юный исследователь или конструктор чаще всего в одиночку, только с руководителем, работает над своей темой. Такой метод не совпадает с подходом, практикуемым в исследовательских и проектных учреждениях отрасли. Полезно вести работу на базе комплексных проектов, чтобы будущие специалисты учились и привыкали работать в коллективе с разновозрастным составом, где каждому найдется интересная и посильная задача, где придется решать вопросы и планирования, и согласования при стремлении к общей цели и общему результату. Необходимо широкое использование информационных технологий, средств дистанционного образования и спутникового интернет-телевещания, интернет-конференций для совместного виртуального проектирования командами из различных регионов России и даже мира.

Содержание. Один из главных критериев оценки конкурсных работ – актуальность. Именно этому критерию не соответствуют многие работы. Ответственность за актуальность предлагаемых тем должны взять на себя специалисты отрасли, они могут ориентировать творчество юных умов на задачи, которые ждут своего решения, возможно, нетривиального, свежего, фантастического.

Организация. Детским и юношеским научно-техническим творчеством в стране занимаются различные структуры: научные общества в школах, лицеях, гимназиях; муниципальные и общественные центры. Они не являются специализированными по космической тематике. В этой ситуации целесообразно учредить Всероссийский координационный методологический центр (ВКМЦ), который был бы в состоянии разрабатывать философию и технологию внешкольного космического образования, оказывать информационную и методическую помощь педагогам-руководителям, проводить мастер-классы, обобщать и распространять опыт, проводить методические конференции преподавателей и руководителей. В функции ВКМЦ войдет разработка тематики; формирование актуальных задач; консультирование по конкретным вопросам, связанным с ориентацией молодежи на инновационные разработки; проведение конкурсов, олимпиад, экскурсий, встреч со специалистами и космонавтами; представление наиболее значимых работ, имеющих практический интерес, в профильные организации отрасли. Определенную нагрузку по работе со школьниками могут взять на себя студенты через филиалы координационно-методологического центра, дислоцированные в авиакосмических ВУЗах.

Исторически оправдано, чтобы такой координационно-методологический центр базировался на родине практической космонавтике – в наукограде Королеве, который насыщен и предприятиями, и специалистами в области космонавтики - интеллектуальной опорой для технического творчества молодежи. Наличие в составе соучредителей центра таких мощных организаций, как РКК «Энергия» им. С. П. Королева и Центральный научно-исследовательский институт машиностроения, стало бы залогом его продуктивной работы. Логично использовать для этой цели уже существующий в г. Королеве Международный молодежный космический центр (ММКЦ) с его статусом подразделения Департамента международной кафедры-сети ЮНЕСКО/МЦОС «Техническое и профессиональное образование и подготовка кадров». Рабочим органом координационного центра может стать Общественный научно-технический совет, работающий при ММКЦ.