МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ТОЧКИ СОПРЯЖЕНИЯ ФИЛОСОФИИ И ПЕДАГОГИКИ В НАУЧНЫХ ТРУДАХ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© Е.В.Архипцева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2006 г.

Огромный потенциал педагогического наследия К.Э. Циолковского формировался не только на практике. Значительная часть педагогических знаний ученого зарождалась в недрах философии. Педагогических трудов, написанных в назидание будущим педагогам, Циолковский не оставил. Зато оставил огромный пласт педагогических идей в рамках корпуса сочинений по социально-философской проблематике, ставших известными широкому кругу исследователей с выходом сборника «Космическая философия» (М., 2001) и которым ныне отводится главенствующая роль в деле изучения педагогического наследия ученого.

С точки зрения автора, тема педагогических воззрений Циолковского может быть продолжена в рамках других философских сочинений ученого. В настоящей работе предполагается очертить весь круг философских трудов Циолковского по педагогической тематике.

В отдельных трудах («Исследование мировых пространств реактивными приборами», «Богатства Вселенной», «Будущее Земли и человечества», «Со временем Землю разберут до центра», «Ступени человечества и преобразование Земли», «Технический прогресс Земли», «Космические путешествия», «Цели звездоплавания»), связанных с идеей о неизбежности космического будущего человечества, мы видим не только философа, автора крупномасштабных технических проектов, но и учителя, который несложным языком, ненавязчиво, в тактичной форме учит: как должна быть устроена космическая ракета; как правильно ухаживать в космических оранжереях за растениями; каким образом вести строительные работы в открытом космосе; он представляет планы завоевания межпланетных пространств, «План работ, начиная с ближайшего времени», где указывает человечеству шаги «в космическое будущее для достижения высших целей».

Педагогический дар Циолковского можно проследить и на страницах его научно-фантастических повестей («Грезы о Земле и небе…», «На Луне», «Вне Земли»). Здесь мы встретим не сухое изложение фактов, а живую речь. Ученый задает, казалось бы, сложные вопросы и тут же дает на них незамысловатые, исчерпывающие ответы. Многочисленны описанные им физические приборы, удивительно поведение их в среде без тяжести. Он повествует так, будто действительно показывает физические опыты, потому что читатель их в точности представляет, будто читает лекцию, ведет урок. Ясность, четкость, строгая последовательность, необычные сравнения, яркие эпитеты, веселые примеры – отличительные черты его педагогики. Его эрудиция поражает. То он представляется физиком, то астрономом, то химиком, то географом, то геологом, то историком, то медиком, то биологом и всегда – педагогом. Здесь можно выделить следующие принципы дидактики: научность, сознательность и активность, наглядность, систематичность и последовательность, прочность, доступность.

Педагогический потенциал в научных трудах Циолковского - это философия космического сознания. Зародившись в недрах философии, этот потенциал обеспечил взаимопроникновение философской и педагогической мысли, повлиял на мировоззрение Константина Эдуардовича, обусловив тем самым формирование мировоззренческих точек сопряжения философии и педагогики в научных трудах ученого.

Корпус философско-педагогических сочинений Циолковского, который достоин быть вписан в основной фонд педагогической науки, насчитывает три составляющие: это его социально-философские труды 1915-1920 гг., связанные с переустройством общества, основанном на гуманных началах, на могуществе знаний; это его труды по космической тематике, в которых Учителем человечества выведены грандиозные планы завоевания заатмосферных высот; и это научно-фантастические повести, написанные не только ученым, но и обыкновенным учителем. До сегодняшнего дня не все эти сочинения были в центре внимания русской философско-педагогической мысли.

Циолковский достоин звания Учителя: он не просто передавал знания, он их создавал, эти знания именуются космонавтикой; его класс – планета Земля, его ученики – все мы, земляне, граждане Вселенной!