НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ КОСМОНАВТОВ ПО НАВИГАЦИОННО-БАЛЛИСТИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОСМИЧЕСКОГО ПОЛЕТА
© А.А.Митина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2006 г.
В ЦПК имени Ю. А. Гагарина с 1969 г. существует отдел подготовки космонавтов по навигационно-баллистическому обеспечению космического полета. Космонавты получают знания по навигации, астрономии, картографии, теории полета, навигационно-баллистическому обеспечению полетов космических аппаратов. При участии специалистов отдела проводились испытания бортовых средств навигации и ориентации пилотируемых космических аппаратов. Результаты этих испытаний использовались для совершенствования астрономических средств навигации и ориентации, которые развивались вместе с развитием космонавтики.
Вначале на пилотируемых космических аппаратах устанавливались следующие астрономические приборы: малогабаритный секстант СМК, астроориентатор АО-1, секстанты типа «Цель» и С-1, астроориентатор АСВ-1, астрономический визир ДПТО. Эти приборы предназначались для решения более скромных задач по сравнению с задачами, решаемыми современными средствами. Сейчас для коррекции положения в пространстве Международной космической станции в штатном режиме используются «Пума» и ВП-2.
Для совершенствования подготовки космонавтов при участии специалистов отдела космической навигации проводились работы по созданию тренажных средств, способных обеспечить качественную подготовку космонавтов по навигации и ориентации пилотируемых комических аппаратов. Так, в 1979 г. был введен в эксплуатацию космический планетарий, а в 1985 г. на его базе был создан астронавигационный тренажер.
Основными целями подготовки космонавтов по навигационному обеспечению космического полета являются:
- приобретение космонавтами твердых знаний основ космической навигации, а также методов и средств ориентации пилотируемых космических аппаратов;
- выработка навыков и умений по решению задач навигации и выполнению ориентации с помощью бортовых средств и систем;
- формирование навыков и умений по эксплуатации бортовых навигационных систем, навигационных измерителей, оптико-визуальных средств навигации и ориентации.
В настоящее время ожидается существенное изменение в отношении к использованию автономных средств навигации в космическом полете. К разработке проектов пилотируемых полетов к Луне и Марсу, а в будущем и к другим планетам приступили ведущие космические страны мира. Такие полеты невозможны без применения автономных средств навигации. Использование принципиально новых средств – спутниковых навигационных систем «ГЛОНАСС» и «НАВСТАР», бесплатформенных инерциальных систем навигации, цифровых астрономических пеленгаторов и возможность установки на борт пилотируемого космического аппарата современной вычислительной техники позволяют полностью решать навигационные задачи на борту на высоком качественном уровне. При этом космонавт будет принимать непосредственное участие в решении задач навигации, т. е. меняются подходы к решению проблемы человек-техника при создании навигационных систем управления пилотируемыми космическими полетами.
Из сложившейся ситуации в современной пилотируемой космонавтике вытекает необходимость в переводе подготовки космонавтов по навигационно-баллистическому обеспечению космического полета на новую более качественную ступень, что направлено и на решение такой сложной задачи, как выполнение межпланетных полетов.