НЕОПОЗНАННЫЙ ПРОЕКТ ЦИОЛКОВСКОГО – РЕАКТИВНЫЙ ЛИФТ

НЕОПОЗНАННЫЙ ПРОЕКТ ЦИОЛКОВСКОГО – РЕАКТИВНЫЙ ЛИФТ

© А.А.Бахмутов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "История ракетно-космической науки и техники"
2006 г.

В сборнике докладов круглого стола, посвящённого 145-летию со дня рождения К.Э. ЦиолковскогоК. Э. Циолковский современный взгляд на его творчество», М., 2003), опубликована статья профессора М. Н. Бурдаева «Взгляд на творчество К.Э. Циолковского глазами космонавтов». Её тема выбрана для наиболее наглядной и убедительной оценки точности теоретических предвидений Циолковского, совершенства и практической ценности предложенных им технических решений в научно-фантастической повести «Вне Земли». В результате анализа приведённых в ней конкретных технических характеристик ракеты с числом Циолковского, равным трём, М.Н.Бурдаев счёл вчетверо завышенной продолжительность первого опыта. Её кажущаяся недостоверность объяснена расхождениями в расчётах Циолковского, допущенными им сознательно, чтобы картина космического полёта была более привлекательной для читателей. А фактически, это расхождения в предполагаемых расчётах, воспроизведённых самим оппонентом по формуле Тайта/Стила, принимаемой им за формулу Циолковского. В ней же причина расхождений понятна из числа Циолковского (отношение массы топлива к конечной массе ракеты). Для удержания ракеты на весу нужна тяга, равная сумме весов топлива и ракеты. Для ракеты с числом Циолковского, равным трём, тяга вчетверо превышает собственный вес ракеты. Циолковский дважды обращает внимание читателя на страшную силу вырывающихся газов – тягу, нужную для удержания ракеты на весу, но в условиях приземного опыта проблемную, а потому возможно меньшую. Она минимальна по израсходованию топлива и равна весу ракеты. Для её реализации вес неизрасходованного на 99% топлива должен быть вычтен из веса заправленной ракеты. Это осуществимо посредством подъёмника, использующего для подъёма и удержания ракеты на весу её тягу. Автор пишет, что, будучи закрепленной цепями к рамам, ракета поднимается и висит, насколько ей те позволяют, и плавно опускается при снижении тяги. Цепи и рамы составляют основу этого реактивного лифта. Перенося вес неиспользуемого топлива на высотную ферму (башню, мачту) посредством противовеса, он способствует подъёму и удержанию заправленной ракеты на весу при её тяге, вчетверо меньшей её стартового веса. Поэтому продолжительность её висения вчетверо больше, чем у свободно висящей ракеты. Именно при посредстве реактивного лифта в первом опыте с ракетой и определён удельный импульс.

Достойно сожаления, что это уникальное техническое решение отражено автором в аспекте, обратном цели статьи и несообразном имиджу юбиляра.