О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

© С.Н.Деревцова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2006 г.

Требования общества и идущая модернизация российского образования навстречу качеству профессиональной подготовки врача-специалиста диктуют необходимость совершенствования подходов и методов привлечения обучаемых к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. В создании идеального общества К. Э. Циолковский решающую роль отводил науке, ее новым фантастическим возможностям. В связи с изменением образовательной парадигмы стала актуальной проблема исследования содержания профессионального образования в целом.

Медицинское образование XXI века становится важнейшей человеческой ценностью. Усиление его гуманизации и фундаментализации обуславливает включение интегративных дисциплин, в том числе биофизических и физико-математических, которые обеспечивают емкое восприятие их содержания, формирование научного мировоззрения, а также профессионально значимых и научно-ориентированных умений.

Физико-математические дисциплины в медицинских ВУЗах приобретают все более важное значение в связи с проникновением точного знания в медицину и смежные дисциплины. Это связано с совершенствованием и усложнением методов диагностики, диагностического и лабораторного оборудования, необходимостью ясного понимания и правильной оценки результатов экспериментального исследования. Без глубокого понимания физических процессов в организме, физических основ воздействия внешних факторов на организм, молекулярных законов физики невозможно правильно назначить физиотерапевтическое или лекарственное лечение. Для понимания последствий воздействия на человека различных факторов окружающей среды также нужны глубокие физико-математические знания. Кроме того, развитие современной медико-биологической науки связано с разработкой новых перспективных направлений в космической медицине и биологии.

Процесс формирования исследовательских и научно-ориентированных умений необходимо развивать уже с первого курса ВУЗа. Разработанный интегрированный курс «Медицинская и биологическая физика» включает методические приемы последовательного наращивания и совершенствования исследовательской культуры студентов. В условиях исследовательской модели обучения студент сам овладевает новыми знаниями и способами их получения в процессе самостоятельного учебного поиска, который в большей (низший уровень) или меньшей (высший уровень) степени организован (направляем) преподавателем. Кроме того, работа в студенческом научном обществе позволяет провести самостоятельные практические исследования. В этом случае обучаемый становится в позицию ученого, исследователя, а в ходе обучения раскрывается генезис и целостность знаний, усваивается методология их получения на основе решения системы взаимосвязанных учебных проблем (в том числе межпредметных).

О НОВЫХ ФОРМАХ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В ГМИК ИМ. К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

А. Н. Константинова

Разработанные и введенные в действие в 2002-2006 гг. новые интерактивные образовательные программы продолжают развитие общей методики работы с детьми в стенах Государственного музея истории космонавтики (ГМИК) им. К.Э. Циолковского в рамках аэрокосмического образования. Основы этих программ заложены в предыдущие годы, но формы их принципиально отличаются от предшествующих программ. Прежде всего, это отличие достигается за счет более широкого и полного использования экспозиционной базы музея. Относительно общей тенденции Чтений К.Э. Циолковского программы объединяет их связь с темой освоения космоса, пропаганда научного творчества ученого.

Интерактивная программа «Мир» приглашает» разработана с целью массового привлечения школьников в связи с появлением в экспозиции музея полноразмерного макета базового блока космической станции «Мир». Базовый блок при этом выступает и в качестве познавательного объекта, и в качестве игровой площадки. Программа состоит из двух частей: образовательно-познавательной (посещение базового блока, сопровождающееся рассказом ведущего) и соревновательно-игровой, она имеет свои методико – организационные и психологические особенности.

Интерактивная образовательная программа «Путь к «Востоку» разработана и введена в разряд активно функционирующих в праздничные апрельские дни, посвященные 45-летию полета в космос Ю. А. Гагарина. Программа представляет собой тематическую экскурсию с включением игровых элементов. В ней задействовано все экспозиционное пространство музея, но с тематически обоснованным отбором экспонатов, которые позволяют проследить основные этапы создания пилотируемого корабля «Восток». Упор делается на выполнение детьми разнообразных интеллектуальных заданий, которые являются этапами в раскрытии темы. Такая форма подачи материала активизирует детей, мобилизуя их внимание в процессе познания.

Необходимость программы «Космический лабиринт» продиктована стремлением сделать музей традиционным центром интеллектуальной деятельности детей. Опора программы – имеющиеся у детей сведения по космонавтике, их умение перемещаться в музейном пространстве. Эта программа – необычная для детей форма проверки своих знаний в виде поисковой игры.

Новым этапом в работе с детьми стало проведение разовых масштабных мероприятий – фестивалей, заявленных на определенную тему. Фестиваль способен объединить детей, занимающихся разными видами творчества, он позволяет продемонстрировать детям свои достижения. Такая форма работы с детьми, как фестиваль, имеет свою методику организации и проведения, эта методика едина, несмотря на различие тематики.

Перспективная форма массовой работы со школьниками – «космические марафоны». Она построена на соревновании масштабного характера между учащимися одного возраста разных школ города.

Комплекс интерактивных образовательных программ позволяет решить комплекс воспитательных и образовательных задач: программы облегчают усвоение знаний, которые, в свою очередь, способствуют развитию личности, что является важным моментом воспитательного характера. Программы не только знакомят школьников с отечественными достижениями в космонавтике и дают представление о профессии космонавта, они раскрывают творческий потенциал каждого участника, формируют чувство здорового соревнования, умение работать коллективно для достижения общей цели. Все эти качества, несомненно, пригодятся в жизни каждому ребенку.