О НРАВСТВЕННОМ ХАРАКТЕРЕ КОСМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

© А.Н.Гавриченков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2006 г.

Космос – это не только материальный мир (галактики, солнечная система и наша планета, населенная людьми), но и мир духовный. Поэтому под космическим воспитанием следует понимать не только осознание человеком своего единства с внешним космосом, но также познание внутреннего, духовного мира самого человека. Духовный мир человека – это его духовно-нравственный Космос. Космическое воспитание, будучи духовным познанием, представляет собой одновременно и познание нравственных основ жизни. Поэтому космическое воспитание – это воспитание нравственное, так как нравственному познанию человеком своей природы (то есть нравственному воспитанию) присущ космический смысл.

Познавая духовную природу человека, мы приходим к выводу, что его переход, выход за пределы самого себя, преодоление земного и сближение с небесным, духовным миром, исполнение долга человеческого, заключающегося в необходимости иметь открытую душу, – процессы, по сути, глубоко нравственные. Братское чувство по отношению к соседним народностям есть именно открытие человеческой души, шаг навстречу сообществу народов и взаимному сотрудничеству. Решая нравственную проблему, проблему воспитания любви и добра, мы одновременно решаем духовную проблему человечества, проблему выхода его в духовный Космос. Мы видим, что нравственное воспитание, открывая путь к братским межчеловеческим отношениям, действительно обретает космический характер. Здесь уместно также сослаться на высказывание К.Э. Циолковского о том, что грядущее космическое всеединство будет основываться на нравственности и общении с братьями по разуму. Воспитывая человека заботливым, ответственным, добрым и добродетельным мы тем самым создаем предпосылки для успешного решения глобальной, поистине космической задачи современной педагогики: наш воспитанник начинает видеть себя не только гражданином своей страны, но гражданином мира, готовится взять на себя ответственность не только за судьбу своего Отечества, но и всей планеты. Если человек действительно составляет с космосом неразрывное целое, то нравственное и космическое воспитание также должны составить единство. И это единство воспитания заключается не только в доведении до сознания учеников существующей неразрывной связи космоса и человечества, но, прежде всего, в воспитании нравственных чувств и нравственной воли к упрочению этой связи.

Космическое воспитание, в нашем понимании, есть по преимуществу воспитание нравственное. При этом речь должна идти не столько о развитии глобального мышления и формировании в сознании учеников идеи о единстве человека и космоса (т. е. о космическом образовании), сколько о преобразовании прирожденной человеческой чувствительности в добрый и добродетельный характер, озабоченный не только собственным благополучием, но также благополучием своих близких и дальних космических «братьев по разуму».