ОБ ИДЕАЛАХ И ЦЕННОСТЯХ КОСМИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО
© А.А.Максакова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2006 г.
В современном российском обществе идут противоречивые процессы, связанные с изменением его сущностных характеристик. Одной из отличительных особенностей данных процессов является переосмысление ценностей: многие из прежних ценностей отвергаются, привычные стереотипы рушатся, настойчиво предлагаются новые.
Теория ценностей лежит в основе педагогических воззрений К.Э. Циолковского. Ученый обосновал важность формирования таких духовно-нравственных идеалов и ценностных ориентиров, которые будут способствовать воспитанию «совершенного», «космического» человека. Ученый исследовал не только природу ценностей, их место во Вселенной, он рассмотрел взаимосвязи различных ценностей между собой, их отражение в структуре личности. Главное место он отводил приоритету общечеловеческих и гуманистических начал в мировоззрении людей. Ученый верил, что в мироощущении новых поколений все большую роль будут играть категории Мира, Жизни и Творчества. В космической философии Циолковского человек рассматривается как основная и высшая ценность в мире. Поэтому закономерно, что ученый был сторонником гуманистической педагогики, сориентированной на общечеловеческие ценности. Циолковский верил, что «человек космический» будет нести в себе все лучшие ценностные черты и особенности современного человека, он обязательно будет мудрым и гуманным, носителем высокой культуры и нравственности, сочетающей в себе биологическое совершенство с глубокой духовностью. Ученый рассмотрел множество проблем, связанных с изучением и «улучшением природы человека», его свойств и качеств, особо подчеркивая при этом роль воспитания в изменении целого ряда отрицательных качеств. Он исходил из того, что целью познания и деятельности является достижение человеком совершенной и бесконечной жизни.
Таким образом, в работах Циолковского постулируются такие ценности жизни и цели развития человечества, которые соответствуют общечеловеческим и гуманистическим идеалам, что делает его взгляды и в наши дни актуальными и интересными. Они, несомненно, принадлежат тому золотому фонду идей и теорий, из которого можно и в настоящем, и в будущем черпать философско-этические и педагогические основы построения стратегической по своему характеру концепции развития отечественного образования.