ОПЫТ МУЗЕЙНОГО УРОКА В ГМИК ИМ. К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© В.А.Логунова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2006 г.

В современном музее, как это показывает мировая практика, одним из важнейших направлений деятельности является распространение знаний, то есть образование. Одной их форм музейного образрования по праву является музейный урок. Он позволяет в более интересной, доступной и живой форме, нежели экскурсия, общаться с детской аудиторией в музее.

В 2004 г. на основе коллекции предметов, экспонируемых на выставке по истории космической медицины и биологии, был разработан музейный урок под названием «На уроке космической биологии». Один изосновынх разделов выставки, рассказывающий о рекордном 438-суточном полете врача-космонавта В. В. Полякова, помог определить цель урока: на основе новых избирательных знаний, извлеченных из музейных предметов, сформировать общее представление об этапах подготовки к полету и построить урок так, чтобы в игровой форме учащиеся смогли сопережить моменты исторических событий. Достижение цели осуществляется благодаря воссозданию игровой ситуации подготовки к полету. Музейный урок – это синтез интерактивной игры и всех элементов классического урока. В нем есть организующее начало, объяснение и закрепление нового материала, а также награждение. В основе урока лежит проблемный метод получения знаний. Важная роль принадлежит сценарию. Приемы, авторские находки подчеркивают специфику урока.

Анализ дидактического материала, полученного в ходе уроков, показал, что музейный урок способствует изменению отношения школьников и педагогов к самому понятию «музей», что музейная коллекция воспринимается в качестве уникального учебного пособия для урока биологии. Разработка в дальнейшем новых музейных уроков поможет шире использовать музейное пространство в учебном процессе как своеобразную образовательную среду.